Назарий Назарович Яремчук — популярный эстрадный певец. Он не только имел уникальный голос, но и умел проникать в душу песни. За это его любили миллионы почитателей. Мне повезло общаться с Назарием, когда сотрудничали с ним на Черновицком областном телевидении. А в 2000 г. Музей Владимира Ивасюка (Черновцы) совместно с газетой «Доба» и при поддержке фирмы «Ренессанс» организовал экспедицию, которая называлась «Дорогами Буковинской троицы», посвященную творчеству Ивана Миколайчука, Владимира Ивасюка и Назария Яремчука. В составе экспедиции были журналисты, музейные работники и певица, народная артистка Украины Мария Миколайчук. Когда мы приехали в Вижницу, то в Доме культуры собрались все, кто имел отношение к вокально- инструментальному ансамблю «Смерічка». Пришли участники первого состава ансамбля — певцы и музыканты. Напомню, «Смерічка» была создана в конце 1966-го, а дебют группы состоялся в новогоднюю ночь 1967-го. Яремчука тогда еще не знали. Как вспоминали «смеріччани», о Назарии рассказал Галине Левиной (тогдашнему директору ДК) заведующий клубом села Ривня (в котором родился Яремчук) — о парне, обладающим удивительным голосом. А однажды Назарий сам пришел, чтобы его прослушал Левко Дуткивский — руководитель «Смерічки». Рядом с Левком сидели участники коллектива. Когда Назарий запел песню Поклада «Кохана», все зааплодировали, и Левко пригласил Яремчука в ансамбль.
«РУТА» И ПЕНА ВМЕСТО СНЕГА
Одну из последних своих песен — «Я ще не все тобі сказав» — Владимир Ивасюк написал специально для Яремчука, чтобы он исполнил ее на конкурсе «Песня-79». Композитор придирчиво работал над стихотворением Степана Пушика, выискивал малейшие диссонансы, чтобы случайно ни одно слово песни не наводило слушателя на какие-то негативные аллюзии. Так, он попросил автора стихотворения заменить слово «нарвав» на слово «накосив» в строке «в небі вітер та й нарвав дощу», потому что те, кто не знал украинского языка, могли не понять настоящего значения слова. Назарий так же тщательно отнесся к песне. К сожалению, из-за трагической гибели композитора песню в конкурсную программу не включили. Тогда вообще песни Ивасюка не рекомендовались к исполнению или звучанию в теле- и радиоэфире. Премьера состоялась только через десять лет! Это произошло на первом областном фестивале «Червона рута». И что важно: даже в те сложные годы Н. Яремчук никогда не отказывался от песен своего товарища. И обычно концерты начинал с «Червоної рути».
Кстати, впоследствии Назарий Яремчук был членом жюри знаменитого Всеукраинского фестиваля «Червона рута», который состоялся в сентябре 1989 года в Черновцах и дал толчок процессу национально-культурного возрождения в Украине. В то время фестиваль был раскритикован тогдашней советской властью, ведь на нем прозвучало много песен национально-патриотического характера. Особенный резонанс вызвали «Брати Гадюкіни» и «Сестричка Віка», Андрей Миколайчук, а также Виктор Морозов и Андрей Панчишин, которые пели о поездке Горбачева во Львов и посаженных по этому поводу в асфальт елках, о бездарности власти в выяснении причин неизвестной черновицкой болезни аллопеции. Работников телевидения заставили расшифровывать тексты песен и нести их в обком. Дошло до маразма, когда требовали текст песни группы «Кому вниз» — «Суботів», которую Андрей Середа написал на стихотворение Т. Шевченко. А результат — тогдашний первый секретарь обкома партии Нивалов запретил выпускать в эфир видеозаписи с фестиваля! В то время Яремчук был ведущим музыкальной программы УТ «Вы нам писали», которую попеременно готовили несколько областных студий, в частности Черновицкая и Главная редакция музыкальных программ. Уже прошло несколько месяцев после окончания фестиваля, телевидение получало десятки писем с просьбой показать хотя бы что-то из «Червоної рути». Но никакие аргументы не убедили тогдашнее руководство. И все же, в канун Нового года творческая группа решила рискнуть и дать в эфир хотя бы что-то. Мы заручились согласием и поддержкой Назария Яремчука. Сначала записали программу на видеопленку, ее просмотрела заместитель главного редактора музыкальных программ УТ Тамара Павленко, ей понравилось, и арест с записей фестиваля был снят.
«ЧУЄШ, МАМО!»
Назарий был самоотверженным отцом. Однажды он привел на студию своих мальчиков — старший учился в 7-м, а младший — в 6-м классе. Предложил послушать сыновей. И с большим волнением ожидал, что скажут специалисты, особенно же — Василий Стрихович, который многим певцам давал зеленый свет на телевидении. И когда тот сказал: «Да! Ребята будут петь!», — Яремчук очень обрадовался.
Как-то певец пришел на телевидение с песней Александра Злотника «Чуєш, мамо!». Он как раз записал ее в Киеве. Прослушали. Песня очень понравилась. И решили снять. Времени на декорации не было, кстати, тогда еще и цветного телевидения в Черновцах не было. Режиссер посадил певца на стул без спинки, направил на него мощный луч прожектора. Три минуты в кадре был один человек, но нельзя было оторвать глаз от Яремчука. Он умел проникать в глубинные слои любой песни и передать ее характер, интонацию, настроение. Пел так, что каждому, кто смотрел и слушал, казалось: это Назарий обращается к тебе, к самому дорогому человеку — матери. Эту черно-белую видеозапись, конечно же, размагнитили, а впоследствии все же песню сняли в цвете. И именно эта песня была одной из самых популярных у зрителей Украины.
«ЧТО БУДЕТ С НАШИМ ПЕСЕННЫМ САДОМ ЗАВТРА?»
В одном из последних своих интервью Яремчук сказал: «Каждый из нас должен постоянно быть в полете — сквозь судьбу, над суетой. И при этом, однако, не отрываться от земли. Помнить святые вещи — кто тебя родил, зачем живешь, откуда ты, чего хочешь, что скажешь людям, из какого колодца пьешь живую воду. Я вышел из того возраста, когда занимаешься мелочами, — автографы, популярность. Я переживаю за другое: что будет с нашим песенным садом завтра? Когда слушаю молодых певцов, которых называют популярными, известными, то удивляюсь: откуда это взялось? Зачем они копируют кого-то, не ищут свое? По каким критериям складываются у нас хит-парады? Где же те хиты? В передачах — одни и те же фамилии. Я ничего не имею против них, но неужели это и есть вершина? Неужели мнимое, напускное, вымышленное, искусственное, созданное кем-то для собственного самоудовлетворения и есть высший предел нашего современного песенного искусства?» Болезненные слова. Но Назарий Назарович имел право так говорить. Потому что именно он — вместе с Владимиром Ивасюком, Софией Ротару, Василием Зинкевичем и Левком Дуткивским — стоял у источников становления самого понятия украинской эстрадной песни. Фантастической популярности его песен могут только позавидовать новейшие звезды нашего шоу-бизнеса!