Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Киевские пекторали» розданы...

Почему же так грустно?
27 марта, 2007 - 20:38
ИЗВЕСТНЫЙ АКТЕР РУССКОЙ ДРАМЫ НИКОЛАЙ РУШКОВСКИЙ ПОЛУЧИЛ СПЕЦПРИЗ «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА» / ПРАЗДНИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ У ПОБЕДИТЕЛЕЙ «КИЕВСКОЙ ПЕКТОРАЛИ-2006» ПОЧЕМУ-ТО НЕ БЫЛО... НА ФОТО СЛЕВА НАПРАВО: ХОРЕОГРАФ РАДУ ПОКЛИТАРУ, РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БИЛОЗУБ, АКТЕРЫ — ВИТАЛИЙ ЛИНЕЦКИЙ, АЛЕКСАНДР ГАННОЧЕНКО И АЛЛА СЕРГИЙКО

Накануне Международного дня театра вручали высшие премии столичным мастерам сцены. Церемония чествования победителей «Киевской пекторали-2006» прошла в театре им. И. Франко, но праздник получился какой-то грустный. Собрался театральный столичный бомонд, поприветствовали лауреатов, выступили гости (оперные певцы: Виктория Лукьянец, Анжелина Швачка, Сергей Магера и скрипач Дмитрий Ткаченко), а потом очень быстро все разбежались по своим делам. Что-то с «Пекторалью» происходит... Она уже не особенно радует ни организаторов (Киевгорадминистрацию), ни экспертов (известных театральных критиков), ни, собственно, театральный люд (актеров, режиссеров, сценографов и других). А почему? Вроде, действительно, выбрали достойных мастеров театра; более того, в этом году, кроме «драгоценной» статуэтки, диплома и цветов, значительно вырос денежный эквивалент премии (победители получат по 1000 $, правда, это произойдет через пару дней, когда лауреаты лично прийдут в бухгалтерию Управления культуры Киевгорадминистрации и распишутся в ведомости). Но присутствовавшим на церемонии было довольно грустно. Раздражали оговорки ведущих, очень далеких от театрального процесса, даже не знающих, как правильно выговаривать фамилии тех, кто вручает «Пекторали», и кто их получает. Были досадные сбои техники: когда на экранах показывали фотографии номинантов, а работы, за которые они выдвигались, остались «за кадром». Правда, на выручку нерасторопным ведущим пришли члены оргкомитета, суфлируя из зала то, что так и не было озвучено со сцены.

Были отмечены спецпризами — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» — актер Русской драмы Николай Рушковский и режиссер Виктор Шулаков (последний на церемонии не присутствовал, т. к. занят постановкой спектакля «За двумя зайцами» в Севастопольском драмтеатре, а 6 апреля его киевская версия комедии М. Старицкого отметит «круглую дату»: в Молодом театре «За двумя зайцами» сыграют в 800 йраз!). Безусловным лидером «Киевской пекторали-2006» вновь стал Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра: из одиннадцати номинаций они завоевали пять. По две «Пекторали» получили Центр им. Леся Курбаса и «Киев-модерн-балет» — новый театр, которому всего 10 месяцев, но он уже стремительно завоевывает ведущие позиции в театральной жизни нашей столицы...

«День» поинтересовался у члена оргкомитета «Киевcкой пекторали», театроведа Валентины Заболотной: почему буксует «Пектораль», что нужно сделать, чтобы она получила динамику?

— Для повышения авторитета «Пекторали» уже кое-что делается. Например, увеличен денежный эквивалент премии со ста долларов до 1000, — подчеркнула В. Заболотная. — Мне кажется, что в этом году экспертами и оргкомитетом более тщательно отбирались номинанты. Из списка убрали две номинации по дебютам (режиссерский и актерский), так как не было конкуренции, и это правильное решение. Как правило, «Пектораль» ругают те, кто не получает эту премию, а кто побеждает — радуются. Один из победителей очень хорошо сказал: «Если я попал в номинанты — для меня это уже важно». Среди 70 премьер года выбираются три лучших работы — разве это не «доброе слово, которое и кошке приятно»? Значит, тебя заметили, оценили, поддержали — ты засветился на театральном Олимпе и замечен профессионалами. Я считаю, что к «плюсам» премии можно отнести ее весомость (денежную). А то, что ее можно видоизменять, отмечать другие разные номинации или придать общеукраинский статус — эти вопросы периодически возникают. В Киеве много театров (национальные, муниципальные, частные, арт-проекты и др.) и «Пектораль» оценивает именно столичные коллективы, так как регионы имеют свои театральные премии (Донбасс, Днепропетровск, Ивано-Франковск и др.). Вопрос в другом. Раньше в Киев обязательно привозились лучшие премьеры со всей Украины, и публика, и критики видели все новое, интересное. По этим работам можно было представить, какой театральный процесс происходит в нашей стране. Мне кажется, что гастрольные показы с разных регионов стоит возродить и широко презентовать в СМИ.

Другое дело, что нынешняя «Пектораль» имеет скучное название номинаций, из года в год церемония почти не меняется. Можно было бы ввести интригу и награждать не только лучших, но называть и худших — например, ввести номинацию «Развесистая клюква». Хорошо бы подключить зрителей, чтобы они определяли «Приз зрительских симпатий», а каждый театр имел свой дневник, где публика писала отзывы. Свою премию могла бы определять и пресса. Ведь журналисты смотрят практически все новое и у них свой взгляд на спектакли. Они больше связаны со зрителем, чем театроведы и театральные критики, которые порой ценят спектакль по профессиональным критериям, отмечая то, что может стать прорывом в будущее, а публикой пока незамечено.

Я считаю, что «Киевская пектораль» должна расти и развиваться. А скепсис по отношению к премии выработался у многих из-за того, что за 15 лет неожиданностей не случалось, очень все устоялось, «устаканилось» и, таким образом, надоело. Исчезла интрига, очень все прогнозировано — это «минус». Пришедшим на «Пектораль» хочется чего-то новенького, неожиданного, как брызги шампанского.

— В этом году, как никогда, «Пектораль» была присуждена справедливо, — сказал Виталий Линецкий, получивший премию как лучший актер. — Моя мама была бы огорчена, если бы я не получил «Киевскую пектораль» (Линецкого можно назвать фаворитом премии, так как практически ежегодно он в числе победителей)... Мне приятно, что отмечен спектакль «26 комнат» и моя работа в нем. Сегодня, когда мы живем во времена сериалов и поверхностного отношения актеров к свой профессии, столкнуться с такой великой драматургией, как Чехов, — награда судьбы. Я работал с огромным удовольствием, а насколько был хорош в роли Войницкого — пусть судят зрители. Спектакль «26 комнат» проходит всегда c аншлагами. Я счастлив, что работаю в Театре на Левом берегу Днепра, что наши спектакли любят зрители, и их высоко оценили критики. Залогом успеха нашего коллектива является сильная труппа, у нас работают хорошие режиссеры, а как результат совместного труда — награды, в частности, «Пекторали». Ныне большая часть нашего коллектива выступает на театральном фестивале в Могилеве, так что праздновать мы будем после их возвращения домой...

Победители «Киевской пекторали-2006» :

«Лучший спектакль для детей» — «Белоснежка и семь гномов», Театр оперы и балета для детей и юношества
«Лучшая музыкальная концепция» — Александр Курий за спектакль «Голубчики мои», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра
«Лучший балетмейстер» — Раду Поклитару, Театр «Киев-модерн-балет»
«Лучшая женская роль второго плана» — Алла Сергийко (Баранова-Козино) в спектакле «Предчувствие Мины Мазайла», Театр на Подоле
«Лучшая мужская роль второго плана» — Александр Ганноченко (Порфирий Петрович) в спектакле «Голубчики мои», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра
«Лучшая женская роль» — Леся Самаева (Мария) в спектакле «Очередь», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра
«Лучшая мужская роль» — Виталий Линецкий (Войницкий) в спектакле «26 комнат», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра
«Лучшая сценография» — Владимир Карашевский за спектакль «Голодный грех», Центр им. Леся Курбаса
«Лучший режиссер» — Дмитрий Богомазов за спектакль «Очередь», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра
«Лучший камерный спектакль» — «Голодный грех» (режиссер Александр Билозуб), Центр им. Леся Курбаса
«Лучший спектакль» — «Кармен.ТV» (режиссер-хореограф Раду Поклитару) , Театр «Киев-модерн-балет»
Спецпризы «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» — актер Николай Рушковский и режиссер Виктор Шулаков.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ