Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кино утомленного туриста

Украинские зрители имеют возможность встретить «Полночь в Париже»
18 октября, 2011 - 20:35
ФОТО C САЙТА KINOPOISK

Есть несколько постоянных признаков, присущих большинству фильмов Вуди Аллена.

Аллен всегда снимает в знаменитых мировых столицах. Раньше это был треугольник Нью-Йорк — Венеция — Париж, впоследствии добавились Лондон и Барселона.

В фильмах Аллена (за исключением драм, которые он делает из любви к классике психологической прозы) в главной роли снимается или он сам, или актер, так или иначе похожий на него.

Также сюжет строится вокруг отношений с красивой молодой женщиной.

В эти характеристики практически полностью укладывается новая картина «Полночь в Париже». На сей раз вместо Вуди Аллена здесь Оуэн Уилсон в роли американского писателя Гилберта, который приехал в столицу Франции с молодой невестой Инес (Рейчел МакАдамс), чтобы найти материал для своей книги. Почти с первых кадров становится заметным, что, несмотря на отличия во внешности, интонация, манера разговора, даже жесты Уилсона чрезвычайно похожи на Аллена. Это все тот же вечный персонаж — разговорчивый манхеттенский интеллектуал, с нестерпимым характером, в поисках любви и вдохновения.

Назвать «Полночь...» признанием в любви к Парижу сложно из-за визуального ряда. Нет, понятно, что режиссер безумно любит столицу Франции, однако в целом остается впечатление этакого хорошо снятого туристического видео. Полный набор визуальных шаблонов под неспешный джаз: вот они какие, парижские улочки, деревья, дома, вот он, прекрасный город. При богатейшей традиции запечатления Парижа на пленке как самими французами, так и иностранными авторами, это выглядит общим местом. И в дальнейшем так же, даже когда главный герой попадает в свою любимую эпоху, в парижские 1920-е, чтобы познакомиться со Скоттом Фицджеральдом, Эрнестом Хемингуэем, Гертрудой Стайн, Сальвадором Дали, Луисом Бунюэлем, — просто обычный туризм заменяется историческим.

Гилберт по ночам блуждает по идеализированному городу, а днем описывает увиденное в своем романе. Могла бы выйти неплохая история, если бы не преобладала туристическая оптика. Аллен смотрит и на Париж, и на искусство в Париже глазами пресыщенного фланера. Видно, что его уже ничего не может ни вдохновить, ни даже просто удивить ни в городе, ни в кино, что для фантастического сюжета просто пагубно.

Причина, кажется, в том, что Аллен просто исчерпал запас тем, разговоров, героев, женщин и, как следствие, — возможности созданного им жанра интеллектуальной иронической комедии. Автор «Энни Холл» и «Пурпурной розы Каира» повторяется уже давно (собственно, отсюда трагические, без тени улыбки «лондонские фильмы» наподобие «Матч-Пойнта»), но ни в какой картине это не было настолько заметно. Аллен, судя по всему, не может не снимать, но находить новые краски для новых работ становится все сложнее.

И все же, это неудача талантливого режиссера. Никуда не денешь искусные диалоги, хитросплетения сюжета, фирменную иронию, визуальные стилизации под атмосферу определенной эпохи — в конечном счете, если это туристический путеводитель, то очень качественный. Почитателям даже утомленный Вуди будет интересен. Остальным — по настроению.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ