Вернисаж будет проходить в Национальном музее Тараса Шевченко до 20 сентября. О концепции выставки, особенностях подбора и расположении экспонатов рассказал «Дню» автор, известный коллекционер и искусствовед Владимир ЯЦЮК:
— «Мозаїка цілості» — это, прежде всего, попытка сочетания разнородного материала. От скульптуры, малой пластики, жетонов, открыток и до оригиналов наследия Тараса Григорьевича (более 300 экспонатов). Однако эта мозаика мотивированная, а по фрагментам можно получить целостное впечатление о почестях Т.Г. Шевченко.
Выставка посвящена 150-летию со дня захоронения Кобзаря в Украине и состоит из нескольких тематических разделов. Начало экспозиции — материалы о смерти Шевченко: репродукция с посмертной маски Тараса Григорьевича и портрет, созданный по ней Василием Масютиным, фото организатора перезахоронения Кобзаря — Михаила Лазаревского, а также уникальные фотографии формата визиток Александра Лазаревского и Григория Честахивского, которые по поручению украинской общественности сопровождали прах Шевченко из Петербурга в Канев, Марии Денисенковой, принимавшей участие в организации похорон. В этом же разделе представлена подборка открыток начала XX века, которые воссоздают последний путь Кобзаря: Петербуржская академия искусств, Невский проспект, Николаевский вокзал, Москва, Тула, Орел, Севск, Глухов, уникальная стереопара «Цепной мост», церковь Рождества... Также использованы художественные произведения и другие материалы, посвященные дню кончины, перезахоронению в Украине. Среди них — «В день скону» Ю. Федьковича (1966р.), почтовые открытки 1911 года с рисунками Ивана Косыгина, на которых изображена могила Тараса Шевченко, «Елегія на смерть Шевченка» Иосифа Москвичева.
Второй раздел посвящен «Братерству Тарасівців». Это была политическая организация, созданная молодыми людьми, окончившими Харьковский университет. В 1891 г. во время экспедиции, возглавляемой Александром Русовым, они поднялись на Чернечу гору и объявили об основании «Братерства». Среди его членов — Иван Липа, Виталий Боровик, Михаил Коцюбинский, Владимир Самойленко, Борис Гринченко. Эта часть экспозиции полностью посвящена 120-летию со дня основания организации. Программа «Братерства» была, прежде всего, культурно-образовательной, однако ее конечная цель — политическая независимость Украины. На выставке представлены одни из первых фотографий могилы Тараса Шевченко (1868-1869 гг.), сделанные Варфоломеем Шевченко, фото М. Коцюбинского, В. Боровика, И. Липы, «Призначення України» Юрия Липы с дарственной надписью, автограф и визитная карточка Николая Вороного 1919 г., стихотворение «Україні» В. Самойленко. Целый блок экспонатов посвящен Николаю Михновскому, также выходцу из «Братерства Тарасівців» — его знаменитая работа «Самостійна Україна», перевод повести Шевченко «Музыкант» («Музыка») и тому подобное.
Представлены уникальные оригиналы работ знаменитых биографов Т. Шевченко: «Жизнь и произведения Тараса Шевченко» Д. Чалого из библиотеки Е. Чикаленко, «Жизнь украинского поэта» и «Об изучении личности Шевченко» Александра Кониского, «Шевченко як маляр» — лучшего исследователя художественного наследия Кобзаря Олексы Новицкого (1914 г.), автограф Павла Зайцева, уникальное критическое исследование текстов «Кобзаря» Александра Дорошкевича, опубликованное в «Киевской старине».
Экспонаты группируются по схеме «книжка-автограф-портрет». Также представлен каталог выставки работ Тараса Шевченко в Историческом музее в Москве, организованной Новицким, жетоны, которые продавались на этой выставке. Представлен и каталог Василия Тарновского, который в течение жизни собрал свыше 1000 экспонатов, связанных с Шевченко. Его собрание стало основой нашего музея...
В разделе «Будеш, батьку, панувати» — материалы из праздника открытия памятника Ивану Котляревскому в Полтаве 1903 года. Здесь мы видим уникальное фото 1903 года, на котором свыше 80 выдающихся украинских деятелей. Все они приобщились и к чествованию Тараса Шевченко. Но кое-кто, например, Николай Вороной, Панас Мирный, Борис Гринченко не попали на фото. Их портреты дополняют основную фотографию. На чествовании «артистам языка» вручался серебряный позолоченный жетон, в частности, такой был у Ганны Барвинок. Впервые представлено полное издание «Энеиды» Котляревского и произведения, посвященные Шевченко — сборники С. Ефремова, И. Стешенко, воспоминания Евгения Чикаленко с автографами, редкое издание «Історії України-Руси» Николая Аркаса, одно из ранних изданий «Історії українського народу» Михаила Грушевского, где он пишет о колоссальной роли Шевченко.
Заинтересует посетителей выставки портрет Кобзаря работы его родственника Григория Шевченко. В экспозиции представлены портреты Николая Костомарова и Пантелеймона Кулиша, произведения Кулиша, «Записки о Южной Руси», где опубликована «Наймичка» Шевченко с дарственной надписью М. Максимовичу. Уникальной является «Козир-дівка» Квитки-Основьяненко, вышедшая отдельной книжкой. П. Кулиш купил ее в 1830-х годах в Киеве. Каждая страница исписана — Кулиш переиздавал Квитку-Основьяненко и вносил в текст фонетические, языковые и стилистические правки. Когда горел хутор в Мотроновке, кто-то успел выхватить эту книжку, хотя она немного обгорела. Я ее приобрел около года назад. К вещам Кулиша относятся и три тарелки Межигорской фаянсовой фабрики 1862-1863 гг. Портреты Гарибальди, Шевченко и Костомарова на них сделаны по прижизненным литографиям Муйерона. Где-то есть еще одна — с Кулишом. У меня уже готов музей Кулиша, но я хочу, чтобы он был в Киеве.
Эмоциональным можно назвать центр экспозиции — это книги с дарственными надписями, которые были в библиотеке Шевченко, а также вещи, близкие ему, в частности, «Народные рассказы» Марка Вовчка, ее автограф, «Богдан Хмельницкий» Костомарова с дарственной надписью Екатерине Юнге (дочка графа Толстого, которую Шевченко когда-то учил рисованию) и представлена ее работа «Вітряк».
Хотелось также продемонстрировать народное почтение и уважение к Кобзарю. На выставке представлены работы опошнянских гончаров — глиняные статуэтки и бюсты Шевченко (Тарас Григорьевич в образе Кобзаря). По свидетельствам Сергея Ефремова, эти работы продавались уже в 1899 г. В свое время Олена Пчилка выпустила открытку с их изображением. Также экспонируются западноукраинские тарелки и изразцы с портретным изображением Тараса Григорьевича.
В центре экспозиции — уникальный офорт самого Шевченко «Притча о виноградаре»... Это авторский отпечаток, этим он и ценен. Над ним — наибольшая литография, портрет Т.Г. Шевченко Фотия Красицкого (1906 г.), факсимильное издание «Кобзаря» 1908 г. Василия Доманицкого (1914 г.), редкий миниатюрный «Кобзарь» Е. Пеленского (1940 г.).
Есть на выставке раздел, посвященный 86-летию гибели председателя Директории и Главного атамана армии УНР Симона Петлюры. Напомним, именно он первый на государственном уровне объявил могилу Кобзаря и территорию вокруг ее национальным заповедником! Очень интересный портрет Петлюры работы Соленича. Представлены также воспоминания о нем Лотоцкого, Донцова, Смаль-Стоцкого, а также неопубликованная статья Петлюры о Т.Г. Шевченко.
Библиографам Тараса Григорьевича — Николаю Яшину, Юрию Меженко, Александру Дорошкевичу, Федору Саране, Иеремию Айзенштоку, Михаилу Новицкому тоже посвящен раздел. Интересным экспонатом является портрет Тараса Шевченко 1920-х годов. Его автором, вероятно, является художник-модернист Моисей Фрадкин. Это очень оригинальный портрет — он совмещает образ Кобзаря в молодом и в пожилом возрасте.
Кстати, на выставке также представлено 10 работ Владимира Яцюка — отдельным изданием (в этом году коллекционер отметит юбилей — 65-летие). Сейчас он работает над тремя книгами — «Карби Шевченкової слави: Тарас Шевченко в малих формах пластики», «Несподіваний Шевченко» (об этюдах художника) и «Шевченко і світ фотографії». Мечтает В. Яцюк сделать комментарий к рисункам Кобзаря.
А завершает экспозицию раздел-реквием «Наша дума, наша пісня», где представлены экспонаты, связанные с деятельностью Николая Лысенко, Александра Кошица и Украинской республиканской капеллы, известных кобзарей конца XIX — начала XX века.
Обрамление выставки — Тарас Шевченко в малых формах пластики. Здесь представлены уникальные жетоны, связанные с чествованием в 1911 году 50-летия со дня смерти Кобзаря (золотые, серебряные, бронзовые) и пластика большего размера — это работы Михаила Гаврилко и Михаила Паращука.