Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Код Кармитца

22 января, 2004 - 00:00


Фестиваль французского кино, который проходит в Киевском доме кинематографистов, носит, на самом деле, несколько неточное название. Конечно, французских фильмов здесь большинство. Но все же связывает их не страна производства, а одно имя, одна персона — продюсер, под чьим руководством фильмы были сняты. Зовут этого во многих отношениях незаурядного кинематографиста Марен Кармитц.

Кармитц родился в 1938 г. в Румынии. В девятилетнем возрасте переехал с родителями во Францию, там же окончил Высшую школу кинематографических искусств. Начинал он как профессиональный, самобытный режиссер — сначала ассистировал на съемочных площадках Жан-Люку Годару и Аньес Варда. В рамках фестиваля будет продемонстрирована его первая полнометражная картина «Семь дней далеко от дома» (1968 г.). Следующие две работы — «Товарищи» (1970 г.) и «Око за око» (1972 г.) — снискали ему скандальную славу ультралевого радикала. Что не помешало Кармитцу создать вполне успешную продюсерскую компанию «MK Productions», позже превратившуюся в «MK2 Productions». Именно на продюсерском поприще он и прославился. Уже первый опыт на этой стезе внесен во все анналы и хрестоматии: под его руководством в 1966 г. свой первый и единственный кинофильм «Комедия» снял величайший драматург ХХ века Сэмюэль Беккет. Дальнейшая деятельность Кармитца-продюсера — это цепочка успехов, побед, открытий новых талантов — тех, которые позже станут классиками мирового кино. В 1977 г. лента «Отец-хозяин» братьев Тавиани под продюсерством Кармитца получает «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. В следующие пять лет до 1982-го пять фильмов производства или дистрибуции кармитцевской «МК2» имеют успешные премьеры и призы на Каннском фестивале. Кармитц продюсировал фильмы таких грандов, как Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Ален Рене, Паоло и Витторио Тавиани, Ален Таннер, Кшиштоф Кеслевский, Артуро Рипштейн, Жак Дуайон, Михаэль Ханеке; с его помощью снимали великолепные иранские режиссеры Мохсен Махмальбаф и Аббас Кьяростами, россиянин Павел Лунгин и др.

Собственно, в Доме кинематографистов и покажут некоторые из этих работ. Так, фестиваль начался фильмом австрийского Михаэля Ханеке (чей стиль впечатляет сочетанием жесткости, даже жестокости и визуального совершенства) «Код неизвестен» (2000 г.) — обладатель Приза экуменического жюри Каннского кинофорума. Далее — что ни имя, то глава в мировой киноистории. Киевские синефилы увидят «Мелодраму» (1986 г.) одного из самых своеобразных французских режиссеров Алена Рене: актерские работы картины отмечены двумя «Сезарами» французской киноакадемии (Сабин Азема — лучшая актриса, Пьер Ардити — лучший исполнитель второго плана). В «Женском деле» (1988 г.) Клода Шаброля, как всегда, неотразима Изабелль Юппер, отмеченная за эту роль «Серебряным львом» Венецианского кинофестиваля. Фаворитом Венеции оказался и фильм мастера иранского кино, Аббаса Кьяростами, «Пусть отнесет нас ветер» (1999 г.): Гран- при жюри и приз ФИПРЕССИ. Наконец, собрал весомый урожай и спродюсированный Кармитцем «Три цвета: синий» (1993 г.) Кшиштофа Кеслевского: «Сезар» лучшей актрисе (Жюльетт Бинош), «Гойя» за лучший европейский фильм, «Золотой лев» лучшей картине Венецианского фестиваля, а также «Львы» Жюльетт Бинош и оператору Славомиру Идзяку.

Наверно, про самого Кармитца и можно сказать: «код неизвестен», потому что ему каким-то неведомым образом удается не просто делать хорошие фильмы, но и, что называется, выводить их в люди. Хотя, казалось бы, понятия авторского, некоммерческого кино и успеха как такового несовместимы. Быть может, столь обширная ретроспектива чему-то научит и наших продюсеров — если таковые вообще есть?

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ