Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кое-что о горечи любви...

11 сентября, 2001 - 00:00

Выставка, экспонируемая в киевской галерее «Город N», имеет простое название «Чех пресс фото- 2000», но скромный по размерам ее черно-белый плакат привлекает одновременно и документальным, и творческим восприятием. Помню, как в перестроечные времена будили фантазию выставки «World press Foto» шармом и вкусом «большой жизни», проходящей где-то там, за занавесом Берлинской стены, в измерении значительных мгновений, к которым и мы приобщались через эти невероятные по размеру, качеству и динамике фотографии. За годы Независимости насмотревшись ТВ- репортажей, накупив в достаточном количестве глянцевых журналов, наколлекционировав туристических путеводителей и накопив в семейных фотоальбомах пейзажи из «ближнего и дальнего зарубежья» (у кого как получилось), кажется, должны бы перестать удивляться мастерству и вкусу фотохудожников, продолжающих щелкать камерами, чтобы поймать мгновение, их профессиональной одержимости идти за правдой до конца. Недавно в одном фильме увидела кадры расстрела где-то в глубинах Азии, и самым ужасным моментом была фиксация состояния — не казненных, не исполнителей приговора, а молодой красавицы, которая по-деловому, без никаких эмоций, фотографировала «действие», ища «выгодную точку». Работа, творческая работа...

Однако здесь, на чешской выставке, таких шокирующих обнажений нет, даже когда рассматриваешь достаточно откровенные, иногда — и экстремальные моменты. Вот заданная тема «Репортаж», черно-белое фото «Йозефа Строугала Мисс стриптиз, г. Грдли»: стильно одетая блондинка заботливо поддерживает обнаженную шатенку, которая то ли впадает в негу, то ли собирается зарыдать после пережитого. И меткая подтекстовка: «Даже в таком конкурсе непросто победить... «Славянство, сталкиваясь с драматизмом, обычно его немного смягчает, ведь именно в чешской культуре неизменными остаются уроки юмора Карела Чапека с его Швейком. И на этой выставке — также. К примеру, в теме «Политика» — серия работ «Люди, о которых мы говорим» — свободного фотографа Алана Погора «Так кто мы такие? Да, белые львы...», где наиболее известные политики мира при вручении чешской награды Орден Орла выглядят совсем по-домашнему, как будто хорошие соседи, ибо человеческие эмоции здесь не закрываются ни одной маской официальной помпезности. И, наоборот, в теме «Наука и техника», где ожидаешь масштабных, даже футурологически направленных работ, видим цветное фото Боржовия Черного «Сломанное крыло филина большого, г. Дуба на Ческолипщине». Врач опустился на одно колено перед филином, рассматривая сам и в то же время демонстрируя птице его рентгенограмму, — и птица выглядит не менее умной и заинтересованной, нежели человек.

Особый шарм выставке придает музыкальное сопровождение — медленные мелодии Яромира Нахавицы из альбома «Странный век», в которых есть ирония, ностальгия, меланхолия, доверие. Не раз слышится: «Мам ти рад», что в переводе означает приблизительно: «Люблю тебя», — но, по украинскому ощущению, все же угадывается признание не конкретному человеку, а минувшему веку. И именно из-за этой не менее странной, нежели век, любви таки появились остановленные его небольшие мгновенья на фото.


Так почему же горько? А потому что, как узнаем из пресс-релиза, эту выставку, которая формируется из работ конкурса, проводимого уже в шестой раз фондом Czech photo Союза журналистов Чешской Республики и администрации г. Праги при поддержке очень солидных партнеров и спонсоров, — демонстрировали почти во всех странах, где есть представительства, консульства или посольства Чешской Республики. То есть чешские фотохудожники знают, что у них есть конкурс, где они имеют возможность показать даже те работы, которые по различным причинам не попали на колонки газет и журналов, конкурс с международным жюри, финансовыми вознаграждениями, специальными премиями и титулами. А кроме того, они уверены, что их творчество будет последовательно пропагандироваться в мире. Такая простая и одновременно изысканная метода поддержки собственной современной культуры, бери и пользуйся. А кто воспользуется ею в Украине, чтобы «демонстрировать свои достижения» на выставке «Украина пресс фото»? Поэтому и горько...

Диана КЛОЧКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ