Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Конец света глазами оптимистов

В Одессе можно увидеть оригинальный арт-проект в галерее «Худ-Промо»
20 декабря, 2012 - 13:56
«СТРАНИЦЫ ДНЕВНИКА АПОКАЛИПСИСА». АЛИНА ГОРДИЕНКО
«БЕЛАЯ ВЫШИВКА». ЛАРИСА ЗВЕЗДОЧЕТОВА

Обещанный на 21 декабря этого года конец света уже мало кого страшит, а художникам, наделенным бурным воображением и стремлением к оригинальному самовыражению, он навеял немало причудливых и реалистичных образов. Сейчас в одесской галерее «Худ-Промо» экспонируется посвященная этой теме выставка — это оригинальный арт-проект консультанта галереи, руководителя ассоциации «Новое искусство» Михаила Рашковецкого, которому он дал название «А пока что — апокалипсис».

Объясняя свой замысел, искусствовед заявил: «Кризис стал привычным! Апокалипсис вошел в повседневность. Все это было бы грустно, если бы не искусство. Ведь как говорят: жизнь коротка, а искусство — вечно!» Кстати, богословы учат, что на апокалипсис не следует смотреть пессимистично, ведь это не конец, как принято думать, а откровение глубинного таинства, возобновление всего сущего во время всемирного спасения.

«Дневники апокалипсиса» — это серия небольших по размеру картин Алины Гордиенко. Как утверждает художница, она стремилась каждый свой день представить себе, как последний. Это заставляло отбросить все лишнее и мелочное, постичь суть привычных явлений. Поэтому эти картины — довольно субъективное художественное самовыражение, но оно рассчитано на активное восприятие, так как провоцирует сознание зрителя вступить в диалог с автором. Интересно, что все дни Алины Гордиенко чрезвычайным образом отличаются. Иногда это просто трогательные зарисовки с цветами, рыбами или куклами, но чаще всего — попытка найти символическое выражение нашей противоречивой современности, которая бывает и уродливой, и даже карикатурной.

На дневник, но со страницами крупного масштаба, похожи и работы Игоря Гусева из его цикла «Двенадцать минут внимания, похищенных у человечества». На них изображены аллегорические образы и современные юноши и девушки, мозги которых зациклены на всевозможных житейских прихотях. Четкие графические рисунки черной краской на фоне алюминиевой фольги подчеркивают холодность окружающего мира. Работы эти откровенно публицистические и даже плакатные, они легко прочитываются. Что-то подобное видим и на диптихе Сергея Белика, который изобразил две полувиртуальные двери. Многоцветные двери с надписью на английском «Вход» обещают вроде бы какую-то загадочную приятность, а сплошь черные с отметкой «Выход» пугают. В отличие от них, объемные светильники-страшилки Дмитрия Дюльфана в виде похожего на дракончика фантастического существа («Мать чужого») и квадратной полной луны вызывают у всех только улыбку. Интересно, что изготовлены они по собственной технологии из оплавленного разноцветного полиэтилена, смонтированного на металлических каркасах.

Подчеркнутой или случайной эклектичностью современного искусства сегодня уже никого не удивишь, поэтому художники стремятся изобретать не только новые изобразительные стили, но и используемые техники. Картина Ларисы Звездочетовой «Белая вышивка», на которой изображена девочка с олененком, на первый взгляд воспринимается как декоративное панно, которые когда-то вышивали наши бабушки. Но это имитация вышивки и своеобразная пародия на давние сентиментальные сюжеты, поскольку здесь вместо нитей использованы рельефные пасты.

Довольно удачно имитирует мозаичную керамику живописец Анатолий Ганькевич. Это придает изображению подчеркнутой монументальности. А еще художник любит шокировать зрителя сочетанием на своих панно несочетаемого, всяческими взрывными неожиданностями. Так, на картине «Глупость прекрасного» космическую окружающую среду облучает своим ослепительно-белым оперением фантастический павлин. На панно «Взрыв супрематизма», которое стало своеобразным символом этого вернисажа, можно видеть сочетание галактического сияния или атомного взрыва с энергией и неистовством молодости. Изображенные на картине трое мальчишек в сногсшибательном полете словно несутся к солнцу. И не страшит их ни конец супрематизма, от которого летят обломки авангардного искусства начала прошлого века, ни обещанный конец света. Художники увидели его глазами неисправимых оптимистов — одесситов.

Сергей ГОРИЦВИТ, Одесса. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ