Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Конец света: очень смешно

«Тор: Рагнарек» — возможно, самый рискованный проект кинокомпании «Марвел» из цикла блокбастеров о Торе и команде Мстителей в целом
14 ноября, 2017 - 12:20

Рагнарёк - это Апокалипсис по древнескандинавской мифологии (главные источники - «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», известные еще с XII в.), очень опосредованно используемой авторами комиксов и фильмов о Торе, боге грома, бьющем врагов или волшебным молотом Мьельниром, или молниями. Оригинальное описание Рагнарёка полно жутких и безумных образов, адекватную передачу которых трудно представить в кино, ориентированном на массового зрителя: корабль из ногтей мертвецов, огромный волк, глотающий солнце, кровожадная богиня смерти Хель, битва богов без победы и поражения, великан Суртр, который, чтобы закончить побоище, сжигает землю.

Учитывая такой сюжет, продюсеры сделали неожиданный выбор режиссера. 42-летний новозеландец Тайка Вайтити завоевал славу и рекордные кассовые сборы у себя на родине остроумными комедиями о вампирах «Реальные упыри» (2014) и о мятежном подростке-маори «Охота на дикарей» (2016). Имеет он и актерский опыт, в частности, в боевике «Зеленые Фонари», снятом конкурентами «Марвела» - компанией DC Comics.

Авторство Вайтити ощущается с первых же кадров, где Тор (Крис Хемсворт) болтает сначала с человеческим скелетом в огромной корзине, а затем - с туповатым и патетичным Суртуром (так сценаристы переименовали Суртра), делая перерывы на вращение вокруг собственной оси. Впоследствии в игру включается общий любимец - брат Тора, трикстер Локи (Том Хиддлстон), который согласно ожиданиям зала при каждой возможности предается жульническим выходкам, и - довольно эффектно - маг-доктор Стрэндж (сдержанно-ироничный Бенедикт Камбербэтч), имеющий во вселенной «Марвела» собственные картины. Яркая роль этакого межзвездного олигарха в роскошных лохмотьях и шлепанцах досталась Джеффу Голдлбюму. В дальнейшем количество разного рода гэгов, забавных реплик и чудаковатых героев только растет. Дополнительная визуальная  приправа - пародийные аллюзии на эстетику «Звездных войн» и вообще жанра «космической оперы», еще и с музыкальным сопровождением, стилизованным под диско 1970-х.

При этом то, за что зрители любят фильмы «Марвел», здесь в полном порядке. Спецэффекты - от зубов. Побоища - на любой вкус. Отдельный респект - за сильные женские образы. Хель в исполнении Кейт Бланшетт - четкое воплощение зловещей воинственности, а Тесса Томпсон не просто легко, а как-то даже лихо сыграла Валькирию – уверенную, ловкую и не всегда трезвую рубаку.

Собственно, на вопрос - зачем это все? – дан ответ еще в начале, в поистине гомерическом эпизоде театрального спетакля в Асгарде, в котором ни с того, ни с сего появляются Люк Хемсворт и Мэтт Дэймон, играющие актеров, играющих Тора и Локи. Вайтити хорошо помнит, что слово «комикс» - однокоренное с комедией. Комиксы о Торе стали легкомысленным опрощением мрачного и кровавого эпоса. Тайкики похожими средствами достигает противоположного результата - издевается уже над самой «ториадой» и тем самым делает ее явно более осмысленной, чем она была до того.

Вот такая шутовская инверсия, если не сказать диверсия.

Да и когда еще нам представится такая возможность - посмеяться над концом света?

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ