На выходных в художественном центре PinchukArtCentre (точнее, в арендованном для церемонии киевском планетарии) вручили премии Future Generation Art Prize в двух категориях: специальную и главную.
Согласно решению жюри специальная премия, которая направляется на стажировку и содействие дальнейшему развитию лауреатов, была разделена между пятью художниками из разных стран. Жонатас де Андраде (Бразилия), Миколь Ассаель (Италия), Ахмет Огют (Турция), Райан Табет (Ливан) и Марва Арсаниос (Ливан) должны были разделить между собой 20 000 долларов, однако было принято решение увеличить начальную сумму.
А имя обладателя Главной премии второго конкурса Future Generation Art Prize стало настоящей неожиданностью. Живописец Линетт Ядом-Боакье (Великобритания) получила 100 000 долларов, из них 60 000 долл— наличными и 40000 долл— в виде гранта на создание новых произведений искусства.
Художница афробританского происхождения, Линетт Ядом-Боакье родилась в 1977 г. в Лондоне. Училась в Центральном колледже искусств и дизайна святого Мартина, принимала участие в многочисленных групповых выставках, среди которых VII Биеннале в Кванджу (2008), «Тайные сообщества» (Франкфурт-на-Майне), XI Лионская биеннале (все 2011), и «Неподконтрольные» (The Ungovernables), Триенале в нью-йоркском Новом музее (2012), в этом году имела также персональную выставку в лондонский галерее Chisenhale.
Отличие Ядом-Боакье от остальных конкурсантов хотя и техническое, но весомое. Она — единственная, кто представил живопись. Остальные ограничили себя жанрами, ставшими уже привычными для актуальных выставок: видео, перформанс, инсталляция. Это, кстати, заметно по списку награжденных специальной премией.
Например, Миколь Ассаель (Италия) и Ахмет Огют (Турция) отдали предпочтение видео. Ассаель крутит бессюжетный фильм, снятый через грязное стекло, за которым летают мухи и видно какую-то грунтовую дорогу, — соответственно, назойливое жужжание составляет звуковую дорожку. Это об экологии или о том, что весь мир — свалка, — какая разница? Мухи значений не создают.
Ахмет Огют взял за основу более чем обыденный материал: свадебное видео, в которое он включается как участник, раздавая всем однодолларовые купюры с написанным на них адресом сайта http://eyewriter.org. Все затеяно ради сбора денег на производство специального прибора, позволяющего парализованным людям передавать письменные сообщения с помощью движения глаз. Благородная цель, искренние намерения, но слабое искусство.
Ливанка Марва Арсаниос совмещает действо с намеком на экспозицию: художница сидит в комнате, заполненной умышленно небрежно размещенными артефактами (крашенные деревянные доски, скопированные на принтере картины) и вслух читает радикальные тексты. Конечно, присутствие живого человека как части инсталляции впечатляет само по себе; но остается постоянное ощущение вторичности и пагубной смысловой нечеткости: если тут и было какое-то послание — политическое, социальное или художественное — автору его донести не удалось.
Земляк Марвы, 29-летний Райян Табет, попытался превратить субъективное в объективное — то есть в объекты. Опираясь на свои воспоминания о детских играх с яркими конструкторами, которые, наверное, у всех состояли из элементарных геометрических фигур — деревянных цилиндров, призм, параллелепипедов, — Табет отлил из бетона 12000 таких миниатюрных блоков и выстроил из них многометровую инсталляцию «Уроки архитектуры» на полу PinchukArtCentre. Вышла некая комбинация городка для лилипутов с абстрактной микроскульптурой и детскими сантиментами, в определенном смысле даже трогательная.
Йонатас де Андраде взял за основу инсталляции «Ностальгия, классовые сантименты» стену исторического полуразрушенного здания с абстрактным орнаментом, выложенным цветными изразцами. Орнамент он воспроизвел в зале Центра Пинчука, добавив цветным элементам объем — сделав их 10 сантиметров в высоту. На других трех стенах Йонатас написал отрывки из текстов двух бразильских архитекторов о том, по каким правилам обустроить жизнь в городе, заменив некоторые слова теми же красными и желтыми треугольниками, синими квадратами и тому подобное. Получилось весьма остроумное, совершенное по форме художественное исследование судьбы любой утопии.
Собственно, классовые сантименты присущи и Линетт Ядом-Боакье. Она рисует психологические портреты в условно реалистической манере: размытый абстрактный фон, широкий мазок. По большому счету, эти полотна — не антропология и не этнография, а скорее, моментальные фото состояний и настроений, преимущественно меланхолических, в то же время здесь присутствует заметный социальный акцент, ведь герои картин Ядом-Боакье — такие же, как она, афробританцы, выходцы из небогатых слоев. Вот это сочетание пихологичности, реализма и социальности, очевидно, и принесло победу.
Но главной причиной кажется то, что технологии, которые поначалу осваивались художниками как инструменты борьбы с банальностью в искусстве, — видео, инсталляция, перформанс, фотография — на сегодняшний день сами банализировались до предела. И на этом фоне уже традиционная живопись выглядит свежо. Такая вот консервативная сенсация.
Выставка продлится до 6 января 2013 года, а затем переедет в Венецию, будет показана в рамках местной Биеннале. Что же касается киевских зрителей, то в следующем году они будут иметь возможность увидеть персональную экспозицию Линетт Ядом-Боакье в PinchukArtCentre.