Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Королевский вечер

На харьковской площади Свободы прошел грандиозный концерт легендарной британской группы «Queen»
16 сентября, 2008 - 00:00

Об этом концерте, о его размахе и количественных характеристиках уже написано достаточно. Здесь же хотелось бы сказать о несколько иных вещах.

При названии «Queen» я вспоминаю, помимо прочего, деревянный стол. Стоял он в начале 1980-х в аудитории Днепропетровского горного института, где я тогда учился. Я очень любил за ним сидеть, потому что, во-первых, само место было близко к галерке, а, во-вторых, на ровной некрашеной поверхности кто-то черной ручкой старательным каллиграфическим почерком написал названия всех «куиновских» альбомов, начиная с полубезымянного «Queen» 1973 г. вплоть до последнего на тот момент «Hot Spase» (1982 г.)

Думаю, за этой партой любил сидеть не только я, и таких парт было немало на всей территории бывших Советов. Популярность Меркьюри и компании в СССР именно в годы позднего застоя была просто безумной, и понятно почему: ведь эта музыка для жителей серой бетонной страны являлась настоящим праздником. Но даже после разрушения железного занавеса, после наступления глобального кризиса, фактически уничтожившего рок-музыку в 1980-х, «Queen» остались на самой верхушке всех мыслимых хит-парадов — их музыка с каждым альбомом становилась все лучше, а Меркьюри с каждой новой песней превосходил сам себя. Сделанного им до сих пор хватает, чтобы поддерживать интерес к группе даже без Фредди, а его трагический уход вообще сделал само название «Queen» символом одного из сильнейших поп-мифов нового времени.

Поэтому, конечно, несложно понять, как мы, с большим или меньшим нетерпением, ожидали приезда живых «Queen» — пусть уже без Фредди, но, по крайней мере, хотя бы частично в том звездном составе, с лидером-гитаристом Брайаном Мэем и ударником Роджером Тейлором; кроме того, интересно было посмотреть на нового вокалиста Пола Роджерса — достоин ли он выдающегося предшественника. Поэтому о его работе стоит сказать сразу. Роджерс — хороший вокалист, который, однако, пришел из абсолютно другого стиля, он и по интонациям, и эмоционально с самого начала показался довольно чужим для классических хитов «Queen». Даже больше. Там, где голос Меркьюри без особого напряжения взлетал к самым высоким вершинам, Роджерс останавливался на полпути. Не хватало энергии, того, что называют драйвом, — ни в пении, ни в личности нового вокалиста. Впрочем, в какой-то момент — даже сложно вспомнить, в какой, — автор этих строк вдруг осознал, что прыгает, хлопает в ладоши и радуется вместе со всей площадью. Что же случилось?

Для музыки «Queen» в свое время придумали специальный термин, кажется, довольно точный: помп-рок. Они действительно и выглядели, и звучали весьма помпезно, но в этой помпезности не было откровенной эстрадной безвкусицы или чрезмерного пафоса: все держалось на четко узнаваемых элементах — высоком, эмоциональном голосе Меркьюри, мелодиях, которые моментально запоминались, завораживающих гитарных соло Брайана Мэя и живом концертном шоу. Все это вместе создавало эффектное, яркое зрелище, одинаково радовавшее как слух, так и глаз публики.

И вот теперь, в холодную сентябрьскую субботу в Харькове — зрелище было. Потому что за одним-единственным, действительно драгоценным исключением, остальные магические элементы сохранились: роскошные соло Мэя, мастерство остальных инструменталистов, и как следствие этого мастерства — ураганный натиск живого исполнения, и экран-задник с психоделическими клипами, и знаменитый подиум, по которому музыканты заходили далеко вглубь зрительской массы; а что касается вокала, то, конечно, Роджерс — далеко не Меркьюри — но кто бы вообще мог сравниться с ним? Тембрально Пол все-таки вполне похож, а, кроме того, у Мэя с голосом тоже все хорошо — доказательством чего стало его исполнение классической баллады Меркьюри «Любовь моей жизни» (Love Of My Life). А среди новых песен есть как минимум два стопроцентных хита — минорная «Скажи, что это неправда» (Say It’s Not True) и «Космический рок-н-рол» (Cosmos Rockin’). И напоследок — ударная «We Will Rock You» и рок-гимн «We Are The Champions», которые просто ввергли все 350 тысяч человек в неистовство.

Поэтому — Король умер, но «Королева» жива, и свидание с ней было настоящей магией этого вечера.


***

Перед концертом состоялась встреча Брайана Мэя, Роджера Тейлора и Пола Роджерса с журналистами. Пресс-конференция началась с вопроса корреспондента газеты «День»:

— Мистер Брайан, вы в музыке уже больше 35 лет. Осталось ли что-то в этом бизнесе, что могло бы вас удивить, что-то новое?

Брайан МЭй: — Удивительно то, что человек спустя столько лет все еще способен писать новые песни... Для нас это первый приезд в вашу страну за все 35 лет, которые мы работаем вместе. Мы никогда не были в Украине, и видим, как здесь замечательно. Мы знаем, что в вашей стране музыку «Куин» слушают очень давно, что здесь у нас есть друзья и фанаты, поэтому очень радостно наконец-то с ними встретиться. И эта встреча, и концерт в Харькове — это и есть для нас то новое, что мы хотим почерпнуть из визита в Украину.

Роджер Тейлор: — Нам очень интересно играть новый материал. Завтра это будет впервые. Это будет первое шоу во всем турне, которое мы делаем. Для нас это великий момент.

— Ваш опыт и ваши знания — это преимущество или, наоборот, минус, ведь все будут сравнивать ваши новые работы со старыми?

Пол Роджерс: — Я думаю, что нынешнюю работу всегда сравнивают с тем, что вы делали в прошлом. Не думаю, что мы боимся этих сравнений. Это вопрос того, что нам очень приятно работать вместе, играть вместе. Мы делали мировые турне, а следующим этапом будет пойти в студию и посмотреть, что будет из этого. Нам также очень интересно, потому что мы сами еще не уверены, что из этого получится. Но мы очень заинтересованы в результатах и чувствуем себя естественно. У нас были очень долговременные планы, и мы это делали с разными турне. Возможно, ничего не произойдет. Но я думаю, что в ноябре двери будут широко открыты для новых начинаний.

— Что побеждает, когда вы составляете список песен, которые вы будете исполнять на концерте? Давние хиты или новые песни?

МЭй: — По моему убеждению, как и в жизни, здесь ключевым фактором является баланс. Мы постараемся дать лучшее из нового и лучшее из старого. С течением времени будем вводить все больше новых песен. Мы впервые в Украине, и я знаю, что вы хотите услышать давние песни тоже. Будут в списке также некоторые песни Пола Роджера, и мы будем идти с этим багажом в будущее. Посмотрим, что будет лучше. Не знаю, какие ощущения у Пола, но Роджер и я, когда составляли альбом, на репетициях проигрывали практически все свои песни, хотя лишь несколько из них входили в альбом. Это будет баланс — несколько важных старых хитов и новые песни.

Роджерс: — Мы работали во всем мире и играли очень сильные песни, и следующим естественным шагом будет новый материал, и чудесно ввести это в нашу работу и показать идентичность того, чем мы являемся.

Тейлор: — Очень важно не просто быть старыми дядьками, играющими старые хиты.

МЭй: — Хотя мы и есть старые дядьки, но мы играем новые хиты.

Тейлор: — Да, и один молодой парень, также играющий старые хиты.

— Вы сыграли много запоминающихся концертов. Будет ли таким же концерт в Харькове? Чем он будет особенным?

Тейлор: — Я думаю, что для «Куин» наиболее важным благотворительным концертом был Live Aid в 1995 году. Он был магическим со всех точек зрения. Все чувствовали, что это новая территория, это большой день для музыки, первый день, когда музыка сделала свой вклад в мир. И мы очень горды, что были частью этого.

Роджерс: — Для меня одной из лучших вещей, сделанных мною, был концерт в Калифорнии, в Фендер-центре, где учат детей играть рок-н-ролл начиная с девяти лет до подросткового возраста. И мне было очень интересно увидеть детей, которых рок-музыка забирает с улиц.

МЭй: — Я думаю, что в Харькове будет очень важный концерт, потому что это наша первая встреча с вашей аудиторией и это первый концерт в нашем турне. Это немного страшно, это действительно вызов — собрать этот концерт вместе, но я думаю, что если мы сохраним чувство юмора, все пройдет замечательно. И еще, это очень важно также из-за месседжа о СПИДе. Я думаю, мы здесь для того, чтобы преодолеть стигматизацию и стеснение, когда люди говорят об этом. Иногда необходимо делать какие-то простые и смелые заявления. Например, если вы занимаетесь любовью, сказать: «Используй презерватив». Мы тоже были такими стеснительными. Но нужно четко говорить об этом. И если вы являетесь инъекционным наркоманом, не делитесь своей иглой. Конечно, катастрофическую ситуацию нельзя улучшить за один день, но очень важно говорить об этом, не стесняться. Это очень серьезная, важная проблема.

— Давайте представим, что у вас есть возможность задать один-единственный вопрос Фредди Меркьюри. Какой бы это был вопрос?

МЭй: — Как оно там? Таким был бы мой вопрос. Остальное, я думаю, мы знаем.

Тейлор: — Вы там правда вместе с Джимми Хендриксом?

МЭй: — Мы очень много времени провели вместе. Мы были как одна семья. Группа «Куин» держалась вместе дольше, чем большинство семей и браков. Я думаю, что мы знаем, что бы понравилось Фредди, что было бы ему приятно, а что нет. И это очень важно сегодня. Мы с Полом храним дух наших песен и дух нашей давней группы, которая была у нас троих с Фредди.

Роджерс: — И они также могут научить меня.

— Первую половину творчества группы критики вас очень ругали. Как критики отреагировали на сотрудничество «Куин» с Полом Роджерсом?

МЭй: — Вы знаете, критики фантастически к этому отнеслись. Может быть, что-то было не так, но все отнеслись положительно, во всяком случае, это то, что я видел. Но не думаю, что критики для нас очень много значат. Мы очень критичны друг к другу, и это является силой креативного процесса. Мы вроде бы знаем наши чувства в отношении музыки и не зависим от того, что могут сказать критики. Разумеется, нам очень важно, что скажет публика.

Роджерс: — Но я думаю, что публика отвечает на этот вопрос. Они покупают билеты, они приходят на шоу — они голосуют ногами.

— Пол, сложным ли было для вас решение присоединиться к группе, ведь вы заменили очень харизматичную личность?

Роджерс: — Хороший вопрос. Я думаю, если бы меня спросили до того, как мы вместе играли: «Не присоединишься ли ты к «Куин»?» — то я, возможно, колебался бы. Но мы — Брайан и я — сыграли сначала на теле-шоу в Лондоне и договорились друг с другом, что я буду их фронтменом, а они будут моей бэк-группой, и это было чрезвычайно интересно, действительно было очень хорошее время и хорошее ощущение того, что мы делали.

— Пол, в начале 90-х вы выпустили очень хороший альбом «Мадди Уотерс блюз». Как вам удалось собрать таких разных гитаристов в этом альбоме, в том числе и Брайана Мэя?

Роджерс: — Вы знаете, это очень интересно, даже смешно. Этот альбом имел какую-то магию в себе. Когда мы начали работу, это было для такого большого блюзового исполнителя, как Мадди Уотерс, и он будто улыбался нам. Блюз — это что-то очень родное, очень дорогое моему сердцу, и, конечно, мы подумали, что очень хорошо было бы пригласить Брайана Мэя. Мы пригласили его, и это был просто чудесный опыт, так же как здесь — я смотрю и радуюсь тому, что такое происходит. Вы должны слушать сердце. Это единственная причина того, что я вообще что-то делаю в музыкальном смысле. Таким образом «Куин» и Пол Роджерс работают. Все идет от сердца.

— Брайан, что было для вас сложнее: создавать песни для юной «Куин» в ее ранние годы или защищать диссертацию?

Роджер, со смехом: — Можно я отвечу?

МЭй: — Это было в равной степени тяжело. Думаю, что я — человек, который не может делать что-то наполовину. Я очень вникаю в любые проекты, очень много работаю. Поэтому у меня проблема: я много вещей начинаю делать одновременно. Для того, чтобы защитить диссертацию, я отвел год своей жизни. Говоря серьезно — если мы делаем альбом, то должны полностью посвящать себя этой работе. И то, и это требует очень много внимания.

— Представьте, что наступил последний день вашей жизни. Как бы вы его провели?

Тейлор: — Я бы, скажем, просто развлекался. Индийское карри, икра, шампанское. И хорошая книга.

Роджерс: — Я бы делал все, что люблю делать. Проснулся бы, хорошо позавтракал, сделал зарядку, почитал бы немножко, сделал бы зарядку, пошел бы на прогулку, потом, возможно, поехал бы кататься на водных лыжах, играл бы хорошие песни на гитаре, на фортепиано. И медитировал бы. Это был бы мой идеальный день.

МЭй: — Я хотел бы быть с моей семьей, немного поиграть, немного астрономии, немного позанимался бы фотографией. Возможно, прыгнул бы с парашютом. Сделал бы что-то такое, чего никогда не делал.

— Мистер Тейлор, вы не впервые в Украине. Помните что-нибудь о своем первом визите сюда?

Тейлор: — Да, да. Много лет назад я приезжал кататься на лыжах с другом в Карпаты, и помню, что было очень холодно, мы не знали, куда едем, но люди были прекрасные, дружелюбные.

СПРАВКА «Дня»

Благотворительный концерт «Queen» и Пола Роджерса Life must go on!, организованный фондом Елены Франчук «антиСПИД», прошел на площади Свободы в Харькове —самой большой площади Украины. На концерт пришли 350 тысяч человек. Life must go on! стал крупнейшим событием, посвященным борьбе со СПИДом в нашей стране, и одним из наиболее масштабных музыкальных мероприятий в истории Украины. За 40 лет существования «Queen» ее концерты не собирали столь большой аудитории.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ