Люди любят драки, героев, дубасящих друг друга, а также таинственные сокровища, которые эти герои ищут, при случае нанося телесные повреждения друг другу и окружающим. Одним словом, все это — составные успешной приключенческой истории. И в фильме режиссера Эдварда Цвика («Последний самурай» с Томом Крузом) «Кровавый бриллиант» все эти компоненты есть.
Разве что с некоторыми поправками. События происходят в Африке, однако в наши дни. А что там творится сегодня, хорошо известно из новостей. Непрерывные войны, катастрофическая коррупция, беженцы, бедность, эпидемии. События происходят в самом аду — в маленькой стране Сьерра-Леоне, где уже не первый год продолжается война — нет, ни за какие-то там национально-освободительные идеалы — а за месторождения бриллиантов. Наихудшее, как всегда, приходится на долю обычных граждан. Одного из них — местного жителя Соломона Вэнди (актер из Бенина Джаймон Хансу) — разлучили с семьей. Единственная надежда на спасение дорогих ему людей — огромный бриллиант, который Соломону посчастливилось найти. Этот камень и двигает сюжет всего фильма.
На самом деле, «Кровавый бриллиант» очень далек от авантюрных произведений на колониальную тему. Цвик сосредотачивает внимание на этической и социальной сторонах приключения, предъявляя ужасы бриллиантовой войны: детей, которым отрубают руки или делают из них убийц; рабов, которые работают на нелегальных приисках; кровожадных революционеров и корыстных наемников. Но нужно же как-то наполнять кассу и оправдывать немалый бюджет картины. Следовательно, в ход идут все стандарты развлечений: погони, перестрелки, Леонардо Ди Каприо в роли солдата фортуны, а на самом деле агента ЦРУ Денни Арчера, Дженнифер Коннели, которая воплощает принципиальную журналистку. Однако из главных исполнителей больше всех запоминается Хансу с его яркой фактурой и эмоциональным взрывным темпераментом. Ди Каприо обычно в последние годы играет небритого, бывалого и циничного юношу. Но сколько бы актер не забывал бриться и не делал свирепое лицо во время драки, он еще долго будет оставаться все тем же голливудским плейбоем.
Противоречиво выглядят и попытки Цвика сочетать моралистическую драму с приключенческим фильмом. Кажется, у него в запасе просто нет средств, чтобы по-настоящему, глубоко поразить зал. Он показывает несовершеннолетних боевиков, но это все равно выглядит как очередная цитата с научно-популярного телеканала «Дискавери»; однако на «Дискавери» хотя бы сюжеты реальны, сняты там, где действительно стреляют, а здесь — почти гламурное художественное воссоздание. Т.е. — бегают малолетние актеры с автоматами, но трудновато поверить, что это действительно психически искалеченные дети. Необходим иной уровень трагичности. Вместо этого режиссер применяет испробованные средства — мелодраматические сантименты. Под конец, когда ситуация обостряется, все очень сильно страдают и соревнуются в добропорядочности. Патока и не более.
Таким образом, зло осталось злом, добро — добром, война — это очень плохо, развитые страны должны уделять больше внимания проблемам третьего мира (об этих проблемах, действительно страшных, Цвик не сказал ничего нового)… Но об этом и так можно прочитать в газете, необязательно высиживать в кинотеатре почти 2,5 часа. Разве что посмотреть на талантливых чернокожих актеров, которые оставляют далеко позади звездных голливудских коллег. И не более.