Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кульбиты от Погребничко

18 декабря, 2006 - 19:51

21 декабря на малой сцене Театр а драмы и комедии на Левом берегу Днепра состоится премьера спектакля «Голубчики мои..»

Зрителям на этом спектакле главное — ничему не удивляться, поскольку в театре чего только не бывает! Поставил спектакль Юрий Николаевич Погребничко (художественный руководитель московского «Театра ОКОЛО дома Станиславского»). Надо сказать, что даже для пресыщенной и избалованной театральными экспериментами Москвы, то, чем занимается режиссер Погребничко — выглядит несколько, скажем, экзотично. В том плане, что непривычно и завораживающее. Например, в спектаклях Юрия Николаевича совершенно привычным образом могут встречаться герои Достоевского и Володина (как в «Голубчиках...»), Чехова и Вампилова, рядом могут уживаться сразу четыре Гамлета (!), распевающих песни Высоцкого, а роль Алисы из Страны чудес может исполнять 50-летний актер... Погребничко ввел свою моду. В его постановках можно увидеть, как дамы носят вечерние платья и ушанки с вуалью, а мужчины на смокинги надевают дырявые телогрейки или же арестантскую форму... И это, поверьте, не из чрезмерного, амбициозного желания удивить, ошарашить, оглушить зрителей очередным головокружительным смысловым кульбитом или изысканно-заумным парадоксом. После спектаклей Погребничко остается послевкусие причастности к театральному таинству, поистине путешествия в другой мир, где все эти несуразицы окажутся привычной обыденностью. Вот тут и нужна ваша вера, что все это вполне может оказаться правдой. И тогда уже становится не важно, сколько лет в спектакле Алисе, если наивность и мудрость в глазах актера лучится все равно детская... В новом спектакле режиссера все напитано светлой, грустной, лукавой иронией, какой-то бередящей душу печалью и самым заповетным и необъяснимым — ностальгией по утерянному другому миру (как парафраз утерянного рая). И никаких претензий «наверх» в бессмысленности существования, никаких упреков в сложности пути... Это даже как-то не прилично сегодня, так принципиально не выставлять неоплатный счет обществу и времени. Так ненастойчиво (но упрямо) излагать свою версию классических произведений, без малейшего страха кому-то не угодить, не попасть «в струю», без прицела на награды и восхищение (а потому и о прошлогодней «Золотой маске», престижной московской театральной премии, справедливо сказать как о заслуженной). И еще один нюанс, Погребничко вовсе не комплексует по поводу исторического времени, в котором ему довелось жить. Например, абсолютно не скрывает свою любовь к мелодичным (и мелодраматичным) советским песням, которые, например, в данном спектакле исполняет хор, ну уж очень напоминающий «зековскую» самодеятельность, торжественно приуроченную к очередному съезду коммунистической партии. Казалось бы, милое режиссерское озорство и в то же время, довольно емкая метафора. В спектаклях Погребничко любая аллюзия подается абсолютно ненавязчиво: хочешь — ребусы разгадывай, хочешь — следи за причудливыми зигзагами режиссерской мысли, а хочешь — просто расслабься и получай удовольствие и радость от театра.

Ирина ЧУЖИНОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ