Артисты и политика — тема старая, как мир. Вторые всегда любили покровительствовать первым, а первые отлично понимали всю выгоду этого покровительства. Фрэнк Синатра, Ален Делон, Шарль Азнавур, Мерилин Монро, Зоя Федорова... Их имена так или иначе связывали с другими — теми, кто предпочитал оставаться в тени.
«ГОЛОСУЙ, НЕ ТО...»
Народ уже стал привыкать, что все предвыборные кампании, даже мелкого пошиба, непременно сопровождаются своеобразным «гарниром»: накануне на местность высаживается десант эстрадных звезд. Классикой стала история с выносимой из Кремля коробкой с миллионом долларов для артистов, участвующих в акции «Голосуй, а не то проиграешь!». Теперь это кажется детским лепетом на лужайке.
Наверное, не выдержав жестокого соревнования с нынешними пиарщиками, «романтик» Лисовский занялся разведением цыплят.
Затем появились «ноу-хау». Например, в провинцию стали завозить знаменитостей. Помните, как народ рты разинул, увидев небожителя Алена Делона рука об руку с ныне покойным генералом Лебедем аккурат накануне выборов в Красноярском крае?
В Украине во время предпоследних выборов воображение обывателя потрясла акция «Таврийских игр» под названием «Обирай майбутнє», в которой участвовала почти вся украинская попса. Впрочем, сегодня крайне сомнительно, что молодой электорат как-то свяжет концерт пусть даже любимого исполнителя с необходимостью голосовать за ту или иную личность.
Иное дело — местные выборы. Там эта «фишка» с артистами идет на «ура». Скажем, из Киева (или из Москвы) выписывается звезда, во время концерта которой в зале «случайно» появляется нужный кандидат в губернаторы. Возможен вариант попроще: артист откровенно поддерживает конкретную персону, говоря ей со сцены комплименты. Это уже совсем другие расценки.
Впрочем, не будем называть это эксплуатацией талантов и скажем прямо: все артисты с нетерпением ждут начала масштабной предвыборной кампании и сразу без стеснения бросаются себя предлагать. За деньги, разумеется. Из известных случаев «в отказ» пошли только «Алиса» и ДДТ. Разумеется, имеются в виду только те, кому предлагают.
Существует даже определенный расклад: «Таврийские игры» традиционно поддерживают Президента, Светлана и Виталий Белоножко агитировали за НДП, Дмитрий Гнатюк, если мне не изменяет память, сменил симпатии уже четыре раза, Юрий Антонов ассоциируется с ЛДПР, группы «ЧайФ», «Ногу свело», Владимир Кузьмин, — СПС. Оксана Билозир нынче политикой занимается официально: она депутат Верховной Рады от «Нашей Украины».
ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ...
В самом деле, кому это нужно? Между прочим, коренной вопрос современности. Ибо, как говорил известный кинематографический персонаж, не продаются только те, кому недостаточно предложили.
5 сентября минувшего года газета «Советская Белоруссия» вышла с заголовком «Алла Пугачева благодарна Александру Лукашенко». Примадонна российской эстрады изображена на снимке на коленях. Текст под фотографией: «В этом году на «Славянском базаре» меня впечатлила гениальная сценография Летнего амфитеатра. Отмечу также специально приобретенное за счет резервного фонда белорусского президента потрясающее звуковое оформление сцены. Я хочу выразить особую благодарность президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко!» Трудно представить, что эти корявые фразы — стиль «мадам Брошкиной». Еще труднее поверить в то, что Алла Борисовна благодарит Лукашенко «за звук и сценографию» на коленях. Знающие люди утверждают, что и участие в «Базаре», и благодарности — результат суммы с шестью нулями. Излишне повторять, что все происходило накануне президентских выборов в Беларуси.
Главным козырем в предвыборной борьбе генерал-губернатора Ульяновской области Владимира Шаманова был Никита Михалков. На встречу с любимым режиссером в местный Дом культуры собралось море народу. Официальный повод для встречи — презентация фильма «Сибирский цирюльник». Разговор с кумиром действительно шел о фильмах, хотя не все понимали отчего это Михалкова занесло в ульяновскую глушь. Зато это понимал сам режиссер и честно отрабатывал программу в рамках «понимания». «Я не был знаком с Шамановым, но его яркая фигура меня, как кинорежиссера, давно интересует», — примерно с такими речами обращался он к ульяновским избирателям. Генерал в Ульяновске победил. И не остался в долгу перед Михалковым. Родимый зять Михалкова Баков теперь представляет интересы Ульяновской области в Москве.
В Житомире на двухгодичной давности выборах Игоря Бакая тоже были звезды первой величины — Михаил Шуфутинский, Кристина Орбакайте (ее фамилия активно обыгрывалась в связи с фамилией главного претендента на депутатское кресло), множество украинских звезд. Устраивались огромные концерты на главной площади города — между памятником вождю и местным облмуздрамтеатром. Претендент, не пожалевший денег на звезд, победил. Правда, в парламенте его видели нечасто.
ЗА КАКУЮ СУММУ ЗАЖИГАЮТ ЗВЕЗДЫ?
Скажем сразу — разброс большой. Как уже было сказано, звезды типа Пугачевой или Киркорова за меньше, чем «шестипорядковую» сумму, не приедут. У других — запросы поскромнее. Аллегрова, Долина, Леонтьев, Распутина, «Машина времени» меньше, чем за $8 — 10 тысяч, не согласятся, а Отиева, Саруханов, Хлебникова «покупабельны» за $3тыс.
В Украине цены пониже. Хотя, надо заметить, что «покупатели» по-прежнему предпочитают российских исполнителей, как более раскрученных и популярных.
Надо сказать, что прайсы российских актеров и поп-звезд давно обнародованы в СМИ. Иное дело у нас. Украинские исполнители тщательно оберегают «коммерческую тайну» — возможно, оттого, что цены «смешные». Знаю случаи, когда претендентов «отпевали» за 200 баксов и даже за кухонные гарнитуры. Ничего не поделаешь — голод не тетка. А в целом пресловутая «вилка» выглядит так: от $5 тыс. до $500 за сольное выступление. В «солянке» — соответственно от 2 тысяч до 100 долларов.
НЕ КОРЫСТИ РАДИ
Журналисты очень любят смаковать тему сращения творческой интеллигенции, политики и криминала. На самом деле, смычка эта существует давно и имеет даже многолетние традиции. Вспомните, в советские времена знаменитые певцы охотно общались с «законниками» и секретарями обкомов. Нынче предпочитают президентов и олигархов. И сегодня наши олигархи не мыслят себе свадеб, дней рождений и дружеских посиделок без любимых артистов, которые охотно посещают их загородные дома и иные вотчины. Пишу об этом без всякой иронии — работа есть работа.
Иное дело участие в выборах. В кулуарах артисты трактуют участие в них, как обычную халтуру, однако ни для кого не секрет, что слова-то соответствующие им приходится произносить и со сцены, и перед телекамерами. У некоторых это получается очень проникновенно. Процесс набирает обороты и сегодня участие в выборах для наших артистов считается большой творческой удачей. Некоторые умудряются сотрудничать сразу с несколькими политическими партиями и сильно напоминают советских «вахтовиков», которые, отстояв свою смену на «севере дальнем», возвращались домой, сверкая золотозубыми улыбками и чемоданами рублей.
Артистов никто не осуждает. В странах третьего мира, где идет перераспределение капитала, существование «обслуживающей» субкультуры — дело абсолютно естественное. В стране, где нет шоу-бизнеса, свято место можно восполнить заказом сильных мира сего. На каждый товар — свой покупатель.
В последнее время стало очень модным проявлять неистовый патриотизм: в десятках и сотнях интервью артисты демонстрируют преданность «генеральной линии» и лично президенту. С ужасом прочитала намедни в известной украинской газете перепечатку московского интервью с Александром Розенбаумом. Да, любимый народом певец, однако еще раз приходится убеждаться, как неприятно, когда «просто артист» заигрывается в «ваше Величество, я старый солдат, не знающий слов любви». В интервью Александр Яковлевич, во- первых, требует немедленного введения цензуры нравственности (интересно, как практически он себе представляет введение такой цензуры?), а, во-вторых, говорит страшные для интеллигента слова. Рассказывая о своем знакомстве с генералом Пиночетом, певец буквально произносит следующее: ну, подумаешь, он «убрал» 2-3 тысячи человек, — так ведь они выступали против режима; ну, подумаешь, убили Виктора Хару, так ведь он ресторанный лабух, а его вознесли до небес. Дело не в Пиночете и не в Викторе Хара, но если для артиста (который, кстати, сам в прошлом ресторанный лабух) 3 тысячи убитых — это «подумаешь», то о какой нравственности может идти речь?! И уж совсем «органично» выглядели в этом интервью дифирамбы президенту Путину и разговоры о песне Розенбаума, посвященной любимому президенту, который «заставит козлов бородами трясти». Разумеется, сам Розенбаум в число козлов не входит, а его нелицеприятные высказывания в адрес Ельцина — абсолютно мужской поступок. Правда, этаких бескомпромиссных суждений в адрес Ельцина «при жизни царя» он себе не позволял.
… Совсем недавно в газете «День» было опубликовано интервью с Олегом Янковским. На вопрос о любви творческой интеллигенции к власти артист напомнил, что и Пушкин ведь тоже искал расположения Императора. Искал, разумеется, но не прогибался с холуйской тщательностью, не пел дифирамбы «по собственному желанию», не демонстрировал презрение к ближним в угоду власть имущим. А русские философы вообще считали, что интеллигенция потому и интеллигенция, что дистанцируется от власти: угодничать — моветон.
Последние десять лет многое изменили в некогда общей нашей родине СССР. В пылу демонстраций и страстных публичных обличений творческая интеллигенция решила, что политика — это что-то вроде общественной нагрузки и заниматься ею можно в перерывах между концертами и репетициями. Так в креслах депутатов появились известные писатели, артисты, певцы, спортсмены. Жизнь показала, что толку от этого никакого: лишь единицы стали профессионалами. Но многие вошли во вкус и со знанием дела рассуждают как жить нельзя и как жить можно и должно. И все бы хорошо, если бы не было в этих рассуждениях столько агрессивной безапелляционности, откровенного подхалимажа и демонстрации собственной «причастности». Излишне говорить, что в большинстве случаев это не так бескорыстно, как хотят представить авторы спичей.
Лучше всего почувствовал тенденцию известный российский писатель и журналист Виктор Шендерович в письме бывшему другу Геннадию Хазанову, написанном после того, как Геннадий Викторович на лекции в Международном университете изъявил готовность поцеловать своего президента «и в плечико и ниже», если тот даст денег на реконструкцию Театра эстрады: «Конечно, каждый выбирает для своего рта занятие по душе, но позвольте заметить, что это уже вопрос не только Вашей собственной репутации: Вы и Ваши товарищи по целовальному цеху так развратили власть, что она уже совершенно всерьез полагает: только эдакой губной работой культура с «социалкой» и должны добывать деньги себе на жизнь. У меня нет вопросов к так называемой «политической элите» — у этих господ, за редким исключением, нет и никогда не было репутации, не о чем и говорить. Но бывшие властители дум — что делается с ними? Начнешь вспоминать любимые фамилии — такая тоска! Необцелованных плеч в руководстве страны почти не осталось. Причем заметьте, Геннадий Викторович: руководство время от времени меняется, а губы те же».
Шендерович, как человек не только умный, но и честный, очень точно определил зачем властители дум «трутся в предбанниках». Это было понятно уже в начале перестройки — лет десять назад. Но зачем они сегодня своим истовым холуйским рвением создают почву для нового культа личности и модернизации тоталитаризма (который они лет 15 назад сами же и проклинали в своих эпохальных книгах, песнях, спектаклях) — не только не понятно, но и страшно представить. Возможно, мы присутствуем сегодня при рождении нового социального класса. В конце концов, были же у российских монархов придворные певцы, поэты и музыканты. Сочиняли, так сказать, в обмен на тепло и комфорт. Но тогда надо отдавать себе отчет в том, что это обстоятельство автоматически лишает «властителей дум» этого звания. Как офицеров лишают боевых наград. За трусость и недостойное поведение.