Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кураторы из катакомб

В Киеве прошел VI международный арт-фестиваль
26 июня, 2001 - 00:00

Кураторство, между тем, является конкретной профессией, свидетельством чего стала выгодно отличающаяся среди проектов арт- фестиваля концептуальная обоснованность экспозиции Наталии Филоненко. Ее опыт и профессионализм сказался в умении проектно мыслить. И в выборе художников: не по принципу привычного в близком территориальном окружении, но художников, засвидетельствовавших свое присутствие в международном поле актуального искусства. Выставка Филоненко получилась и вправду международной: поддержку проекту «Хороший, плохой, злой», объединившему художников из Украины и России, оказал Фонд «Про Гельвеция» из Швейцарии. Представлены видеоинсталляции Елены Ковылиной «В гостях у сказки» и Мариана Жунина «Памфлет» (Три сестры и три составные части современного искусства), видеогруппы РАДЕК «Демонстрация», псевдореалистическая живопись Василия Цаголова на тему паранормальных явлений в узнаваемых ланшафтах украинского села и серия цветных рисунков Василия Кожухаря, мотивы творчества которого ориентированы на самостоятельное разворачивание педофильских сексопатологических метафор. Самые знаменитые участники «Хороший, плохой, злой» — группа художников «Инспекция «Медицинская герменевтика». Она представлена фотопректом 1990 года «Мы твой дедушка», ставшим классикой постсоветского концептуального искусства. Создатели относят фотоцикл к психоделическому реализму. В образе раздвоившегося бородатого дедушки авторы пытаются растоптать маленького мальчика, скрючившегося на полу. Эти работы из коллекции искусствоведа Андрея Ерофеева нынче принадлежат Государственной Третьяковской галерее.

Удачно выбрана кандидатура художника Анатолия Твердого для фестивального проекта искусствоведа Ольги Лагутенко «Моя ужасно любимая женщина». Масштабные скульптурные работы из акрилового стекла и эбанитовых смол выглядят современно и иронично, хотя ирония подвижных «Половецких баб» противоречит высокому штилю кураторского текста. Осознанное творчество не обязательно должно патетически охватывать все глубины мироздания. Достаточно того, что Твердый нашел возможность воплотить свои идеи с применением модных материалов. Технология процесса, очевидно, оказалась увлекательной, о чем говорит большое количество объектов. Пожалуй, даже слишком большое для отведенного им пространства.

Проект «Катакомбы» создал искусствовед Алексей Титаренко. Его участники ассоциируют себя с первыми христианами. Хотя информация пресс-релиза о том, что у христиан, собиравшихся в катакомбах, «иконографии еще не было», спорит со сведениями церковной археологии. Приятную ностальгию вызывает инсталляция Анны Сидоренко и Сергея Якунина в подвальном зале Центра современного искусства «Совиарт» — каменные подвески на деревянных шестах. Вспоминается улыбчивая пани Моника, раздвигающая бамбуковые шторы кабачка «13 стульев». Минорности настроению придает видеоинсталяция Виктории Денбновецкой «Птицы» — изображение вращения верхушек голых деревьев и птиц в постоянном перемещении с ветки на ветку. Белая сетка перед экраном должна создавать эффект дымки. Усыпляюще унылый видеоряд переходит в монотонный звук птичьих криков. Все это, видимо, транслирует поэтическую предметность окружающего мира.

Элементарная поэзия «Катакомб» использует пустые формы определения степени духовности. В сочетании с сельской опрятностью экспозиция выглядит скучно.

Проект «Яма, или Одиночество в текстах партитур» в Украинском доме представляет собой декорацию оркестровой ямы с пюпитрами, на которых растекаются уплощенные керамические формы в основном струнных инструментов в исполнении одесского художника Олега Мымрина. Поблизости куратор Ольга Бебко выставила многочисленных художников, использующих в инсталляциях стекло, металл и керамику. Формы этих проектов напоминают поиски времен перестройки и сегодня являются скорее предметами из сферы интерьерного дизайна.

Большинство экспозиций в Украинском доме продемонстрировали, скорее, бытование декоративной вещи-товара в дизайнерской среде, где предмет является вариацией на одну и ту же тему.

Наталия СМИРНОВА, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ