Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Куриный бог» на вилле BASSO

Коктебель расширяет территорию культуры
6 сентября, 2005 - 20:06
ЖЕМЧУЖИНОЙ ФЕСТА СТАЛО ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРИМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ МАРИИ СТЕФЮК / ГОСТЕПРИИМНЫЕ ХОЗЯЕВА ВИЛЛЫ — АЛЛА БАСАРГИНА И СТАНИСЛАВ СУЛЕЙМАНОВ

Неделю назад мы рассказали о Третьем джазовом фестивале в Коктебеле, который придумал Дмитрий Киселев. В нынешнем году он проходил под девизом — культурное сопротивление. Эту идею подхватил и фестиваль искусств «Куриный бог», который только что завершился под сенью киммерийских холмов и собравшихся украинских и российских исполнителей. Его символом и названием стал камешек с выточенным морской водой отверстием. Такие талисманы крымчане называют «куриным богом». Его сила вдвойне будет чудодейственна в защите от сглаза и нечистой силы, если он будет найден совершенно случайно. Именно это и произошло со многими участниками феста. Они не только случайно нашли этот оберег, но и попали словно в другое измерение культуры.

Организаторы решили продолжить практику Волошина, приглашавшего сюда друзей, которые обменивались своими художественными идеями, энергией и уезжали обогащенные друг другом. Именно эту цель преследовали, придумывая фестиваль, замечательная супружеская и творческая пара — солист оперы Большого театра Станислав Сулейманов и пианистка Алла Басаргина, пригласившие В. Ерофеева в свой клуб единомышленников. Именно они, коктебельцы (Алла Басаргина с детства практически жила у вдовы Волошина Марьи Степановны), вовлекли в свою орбиту художников и поэтов, публицистов и журналистов, оперных певцов и бардов, танцовщиков и музыкантов, режиссеров и актеров.

Итак, представьте себе картину: творческий люд приезжает в Коктебель на отдых, попадает на удивительную виллу BASSO (аббревиатура из зашифрованных имен членов семьи хозяев фестиваля и тембра голоса Сулейманова) и вместо ленивого лежания на солнышке и плескания в море начинает мастерить, творить, рисовать, клеить, резать, пилить… т.е., «сценография» фестиваля начинает создаваться здесь и сейчас.

Например, художники Марина Белова и Алексей Политов «наваяли» инсталляцию «На шампурах искусства» — 100 зрительских мест для импровизированной летней эстрады виллы в виде лавок-шашлыков. А художник Дмитрий Цветков для галереи «Арт-Коктебель» (куратор выставки Ольга Лопухова) на чердаке виллы нарисовал «Нотные листья» — привет музыкальной части фестиваля. Также он выпилил «Фонтан Буратино», увешанный виноградом, фиговыми листьями и «писающий» настоящим «Мускатом» из подвалов Коктебельского завода марочных вин. Таким образом, Цветков попытался объединить все грани фестиваля: художественную, музыкальную, литературную и дегустационную. А художница Екатерина Филимонова написала семейный портрет хозяев, а легендарный Олег Кулик привез в Коктебель прямо с Венецианского биенале для «чердачной выставки» свои удивительные монгольские фотоработы.

Но и на этом художники не остановились. Войдя в творческий сговор с замечательно артистичными и талантливыми солистами Центра оперного пения Галины Вишневской, они придумали и воплотили в жизнь музыкально-художественную инсталляцию. Московский художник Александр Пономарев (участник парижской выставки в Центре Жоржа Помпиду) из пенопласта, привезенного специально из Киева, сделал десятиметровые буквы и написал ими в море — «Черное море». К этим буквам, плавающим возле знаменитых Карадагских Золотых ворот, приплыл кораблик, набитый фестивальщиками. С его помощью солисты Центра опробовали акустику бухты, исполнив хором популярную некогда песню «Черное море мое». Всю эту замечательную картину с восторгом запечатлевали телевизионщики (жаль только, что в основном российских и крымских телеканалов, т.к. украинское телевидение фактически проигнорировало фестиваль, о чем теперь могут глубоко сожалеть — такого количества звезд на одной вилле не удавалось собрать даже владельцам крупных концертных залов).

Каждый же вечер на вилле был посвящен отдельному жанру. Опера была представлена в лице хозяина — баса Большого театра Станислава Сулейманова, солистов Центра оперного пения Галины Вишневской и Мариинского театра — Евгения Страшко. Инструментальную музыку презентовали великолепные пианистки и концертмейстеры — Алла Басаргина и Светлана Чернова, а также секстет Большого театра. Литературным чтениям — поэт Игорь Иртеньев, писательница Аллы Боссарт, конферансье Вадим Жук и бард Алексей Левшин.

Отдельной жемчужиной фестиваля стал концерт «Украина-Гала», в котором всех затмила примадонна Национальной оперы Украины Мария Стефюк. Компанию ей составили солисты Центра Галины Вишневской украинского происхождения: Оксана Лесничая, Георгий Проценко, Оксана Корниевская и Юрий Баранов. Последние просто взорвали публику искрометной инсценировкой дуэта Одарки и Карася из оперы «Запорожец за Дунаем».

Предпоследний день был назван «Сам Ху» или «Самодеятельность художественная». На этом вечере разрешалось каждому делать все, что угодно, только не то, что ты умеешь делать профессионально. Парад творческих импровизаций вел художник Андрей Бильжо, спровоцировав, например, дуэт художника и певицы — Цветкова и Корниевской, анекдоты и фокусы от галериста Михаила Крокина, репризы художника Сергея Цигаля и многое другое.

Были и минуты истинного — тихого наслаждения. Например, беседы о прошлом с художницей Мирэль Шагинян — дочерью знаменитой писательницы Мариэтты Шагинян и ученицы Александра Дейнеки.

В дружеский творческий круговорот фестиваля также были вовлечены: режиссер Юлий Гусман, руководитель московского JVL Big-Band пианист Виктор Лившиц, искусствовед Екатерина Деготь, художники Павел Пепперштейн, Константин Батынков, Екатерина Рожкова, Ольга Лопач и др. В один из вечеров на огонек заглянул джазмен-саксофонист Алексей Козлов…

Было и логическое продолжение вечеров. Можно сказать, целый отдельный раздел фестиваля: дегустационный. Главный гурман фестиваля Станислав Сулейманов ежевечерне услаждал вкусы своих единомышленников изысками восточной кухни и дегустацией великолепных крымских вин и чачи. Венчал это пиршество духа и желудка — античный ужин на холмах (т.е. на вилле) с зажаренным на вертеле в присутствии гостей быком.

Сколько же человек может поместиться на одной вилле? Пока немного. Но Басаргина—Сулейманов уже получили от мэрии Коктебеля землю на Коктебельских холмах под постройку летнего театра на 500 мест, и третий фестиваль искусств «Куриный бог» уже пройдет на новой площадке, не забыв при этом камерности виллы BASSO. Ведь со временем фестиваль мог бы привлечь в Коктебель ценителей искусства со всего мира и качественно поменять публику, приезжающую в поселок.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ, специально для «Дня» из Коктебеля. Фото Александра ГАЙДУКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ