Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лама издалека

8 апреля, 2004 - 00:00

Не прошло и полгода, как XVII Кармапа Тринле Тхайе Дордже, Лама в Черной Короне, Властелин кармы и Король йогинов получил материалы выставки, призвавшей его посетить Украину.

Паломники из Украинского объединения буддистов школы Карма Кагью, побывав на аудиенции у Тхайе Дордже в его резиденции в Калимпонге (Восточные Гималаи), вручили 20 летнему духовному лидерукаталог посвященной ему выставки «Призывание Кармапы» и внушительную подборку рецензии на нее. В ответ Его Святейшество подтвердил, что видит Украину объектом своего пастырского визита. «Есть много последователей буддизма, и я не хочу всех захватить и сделать всех одинаковыми. Моей мотивацией является желание просто учить, объяснять, разрешать сомнения людей, — говорит тибетский изгнанник. — Я уже посещал Венгрию, Австрию, Польшу и Германию, где на встречу со мной приехало более шести тысяч последователей буддизма со всего мира. Мне нравится путешествовать, и я буду делать это очень часто».

Выставка «Призывание Кармапы» стала кураторским дебютом украинского критика, продюсера Культурного агентства «Хазария» Евгения Минко. Открывшая для проекта залы своей галереи «L-Art» Людмила Березницкая не только собственным авторитетом способствовала его реализации, но и назвала уникальным перфомансом, объединившим представителей киевского арт-сообщества, коллекционеров, дипломатов и критиков в акции почти что сакральной — неожиданно для них самих.

Являясь последователем школы тибетского буддизма Карма Кагью, Минко задумал пригласить ее главу в Киев. Стремление патриотическое: в буддистской традиции Кармапа считается Бодхисаттвой — просветленной божественной сущностью, перерождающейся в человеческом теле «во имя блага всех живущих существ», и его пребывание на той или иной территории, очевидно, это благо там приумножает. К тому же, по словам Евгения, он ощущает специфическое родство с Кармапой. Кроме вещей глубоко духовных, труднопонимаемых и невербализируемых, оно заключается также в одинаковом возрасте и любви куратора и Святейшества к одним и тем же видеоиграм. Для легитимизации своей идеи Минко вооружился авторитетом одного из основоположников украинского искусствознания Платона Белецкого, выводившего образность народной картины «Казак Мамай» из привнесенной на наши земли воинами Бату-хана ламаистской иконографии. И, под покровительством галереи, убедил высказаться на тему буддизма очень разных художников — от иконописца Юрия Никитина до нефигуративиста Владимира Будникова, от модника Ильи Чичкана до анахорета Виктора Покиданца. Украинское объединение буддистов школы Карма Кагью предоставило произведения сакрального искусства мастеров из Непала, Тибета и Индии, изготовленные в прошлом и позапрошлом веках. А в создании из всего этого экспозиции помогла искусствовед Наталья Смирнова.

На самом же деле, все эти люди оказались вовлечены в воплощение пуджи (медитации) «Призывание ламы издалека», парафразом которой стали и название, и концепция выставки. Призыв адресата достиг. Пока Гьялва Кармапа не может встретиться с буддистами в России — как и Далай-ламе, ему не спешит выдавать въездную визу правительство РФ, боясь осердить своего стратегического партнера — КНР и стерегущего всесоюзные «канонические территории» Патриарха Алексия II. А до Украины, может, доедет.

Константин ДОРОШЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ