Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лавры для революционеров

13 декабря, 2011 - 22:28

В конце прошлой недели киевский PinchukArtCentre объявил имена лауреатов премии PinchukArtCentre 2011, которых вызбрали члены почетного международного жюри, специально для этого прибывшие в Киев.

Обладателем главной премии стал киевлянин Никита Кадан с работой «Постамент. Практика вытеснения». Он получил 100000 гривен и возможность пройти месячную стажировку в мастерской одного из всемирно известных художников. Кроме того, Никита без предварительного отбора попал в список номинантов на получение премии Future Generation Art Prize 2012 — международной премии для молодых художников.

Лауреатами специальных премий стали Жанна Кадырова (Киев) и Сергей Радкевич (Луцк). Победители получат по 25000 грн каждый и месячную стажировку в мастерской одного из всемирно известных художников.

Наконец, приз общественности в размере 10000 грн был присужден днепропетровцу Никите Шаленному.

Почти половина номинантов этого года принимали участие в первой выставке премии в 2009 году, остальные участники — новички. Заметно, что молодые художники наконец-то стали освобождаться от аморфной, давно устаревшей практики постмодернизма. Форма того или иного произведения может оставаться привычной, даже вторичной, однако несомненна свежесть, злободневность или радикальность жеста. Новая тенденция в актуальном искусстве — социальная или даже политическая, и именно ее поощрило жюри.

Никита Кадан в инсталляции «Постамент. Практика вытеснения» построил из белого гипсокартона условный постамент, который упирается прямо в потолок, не завершаясь памятником, а рядом на стенах разместил едва заметную — белым по белому — хронику осквернения и разрушения памятников по всей Украине за последние несколько лет, не различая, вождь это большевизма, деятель УНР или ОУН, или российская императрица. Получилось пусть и не новое по форме, но содержательно четкое художественное высказывание в адрес новейшего вандализма.

Стрит-артист Сергей Радкевич получил награду за фреску «Евхаристия», размещенную внутри исторического здания Бессарабского рынка. Эта работа выглядит вполне традиционно, в духе несколько модернизированной православной церковной росписи.

В свою очередь Жанна Кадырова представила вырезанные куски растрескавшейся асфальтированной дороги, которые в пространстве галереи становятся похожими на абстрактные картины, и асфальтовый шар у входа в арт-центр.

Об оригинальности и мастерстве этих произведений можно спорить, однако все же обнадеживает уже то, что победили настолько непохожие художники.

Еще одна интересная закономерность — признание, по сути, получила группа Р. Э. П. (Революционное экспериментальное пространство), впервые заявившая о себе семь лет назад, во время Оранжевой революции, ведь Кадан и Кадырова — самые активные участники объединения, а вообще среди номинантов было четверо «рэповцев». Таким образом, посторанжевое поколение полностью утвердилось, а вот насколько это хорошо для нашего искусства в целом — покажет время.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ