Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Леонид ЖАБОТИНСКИЙ: Спорту нужна государственная поддержка

15 июня, 2011 - 20:11
ЛЕОНИД ЖАБОТИНСКИЙ — ДВУКРАТНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ ЧЕМПИОН (1964, 1968) ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ, ЧЕМПИОН МИРА (1964 — 1966, 1968), ЧЕМПИОН ЕВРОПЫ (1966, 1968), РЕКОРДСМЕН МИРА (1963 — 1970): «ЛЮБОЙ МАЛЬЧИШКА ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ БЕСПЛАТНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ» / ФОТО С САЙТА MANKURTY.COM

Для украинцев старшего поколения имя легендарного штангиста-супертяжеловеса Леонида Жаботинского в особых рекомендациях не нуждается. Двукратный олимпийский чемпион, неоднократный чемпион мира, Европы и СССР, «автор» многочисленных мировых рекордов. Известно, что общий вес его спортивных и правительственных наград превышает два пуда — более 32 килограммов. Физическая мощь и спортивные достижения украинского силача в своe время поразили и вдохновили на занятия спортом Арнольда Шварценеггера. Но годы берут своe — сегодня Леониду Ивановичу уже за семьдесят. Дают о себе знать и спортивные травмы. Встреча с корреспондентом «Дня» состоялась в днепропетровской областной больнице им. Мечникова, где уникальный хирург-ортопед Александр Лоскутов поставил ветерану искусственный сустав. Жаботинский уверен, что вскоре он, как и прежде, сможет креститься двухпудовой гирей.

— Леонид Иванович, где вы сейчас живeте и чем занимаетесь?

— Живу в Запорожье, а работаю в Москве. Я проректор по воспитательной работе и безопасности Московского института предпринимательства и права. В своe время я защитил диссертацию и имею степень кандидата педагогических наук. Для спортсмена жить и работать в разных городах — обычное дело.

— Почему вы занялись тяжeлой атлетикой?

— Вообще-то, в молодости я увлекался и лeгкой атлетикой, и велосипедом, и боксом, и практически всеми видами зимнего спорта. Но потом остановился на тяжeлой атлетике, ведь невозможно всерьeз заниматься всем сразу. Дело в том, что у меня был хороший наставник — тренер Светличный Михаил Петрович. Его уже нет в живых. Так получилось, что спортом я занялся, когда работал на Харьковском тракторном заводе и учился в вечерней школе. В те времена нас освобождали на неделю-две от работы, когда мы ездили на соревнования — вот такое было уважительное отношение к спорту. Несмотря на послевоенную разруху и бедность, спорт был массовым. Помню, как мы, пацаны, восхищались чемпионами и силачами. Вообще, в Харькове, где я жил после войны, тяжeлая атлетика была развита очень сильно.

— У вас, наверное, были особые физические данные?

— Ничего подобного — как у всех юношей. Я был худой, длинный и больше ничего. Всe остальное сделали настойчивые тренировки. Конечно, тренер был опытный — у него было много учеников, которые выросли до мастеров спорта, а некоторые становились чемпионами Украины, СССР, Европы. Так и я — рос постепенно, и постепенно пришли результаты. В любом виде спорта необходима хорошая физическая подготовка, но не менее важна и подготовка психологическая — своеобразный настрой на результат и победы. Сначала я получал разряды, дорос до кандидата в мастера и мастера спорта, со временем пошли союзные и мировые рекорды.

— В советские времена утверждали, что у нас нет профессионального спорта, и все советские спортсмены — любители. А кем были вы?

— Уверен, что любитель по своим результатам может не уступать профессионалу. Доказательство тому — Олимпийские игры. Профессионал — это спортсмен, который зарабатывает спортом себе на жизнь. Я и сейчас считаю, что там, где начинаются деньги, настоящий спорт заканчивается. Раньше мы могли думать только о спорте, ведь о нас заботилось государство. Но теперь настолько изменилась жизнь, что спортсмен и тренер вынуждены в первую очередь зарабатывать себе на существование.

— Вы считаете, что спорт в Украине не на высоте?

— Начнeм с того, что массового спорта в стране нет. Теперь во дворах вместо спортивных площадок строят магазины, пивные ларьки и автостоянки. Я вспоминаю: когда я жил в Харькове, во дворе у нас была спортивная площадка, и отводилось время для игры в волейбол, баскетбол, футбол — она никогда не пустовала. В домоуправлении был старший, который руководил работой этой площадки, выдавал спортинвентарь. Мальчишки занимались спортом, была массовость, появлялись спортсмены, которые давали хорошие результаты. Представьте себе, что я бегал босым или в резиновых кедах, в дешeвеньком тренировочном костюме, но это не помешало выйти в большой спорт. Я даже со своей будущей женой познакомился благодаря спорту. Поехали в Запорожье на соревнования между предприятиями, на каждом из которых тогда были спортивные команды. Вечером мы пошли на концерт Тарапуньки и Штепселя, зал был полный, сидели на приставных стульях — там и познакомился с будущей женой и тeщей. Так меня судьба занесла в этот город, и я стал запорожским казаком.

— Что вам больше всего запомнилось из спортивной карьеры?

— Я был в разных странах и участвовал во многих престижных турнирах. Мои достижения прославляли нашу страну, потому что силу любят все, и все еe уважают. А тяжeлая атлетика — это мужской вид спорта. Помню реакцию людей, когда в Болгарии в троеборье я выжал рекордный вес, или в Египте после мирового рекорда — зал просто взорвался. Тогда я стал почeтным гражданином города Суэц — можете представить, какое впечатление это производило на людей. Но, наверное, самый известный случай связан с Олимпиадой в Токио. Мне поручили нести советское знамя впереди команды. Оно было тяжeлое и должно было упираться в пояс, но я решил, что шестнадцать килограммов для меня не вес, и пронeс знамя в вытянутой руке вокруг стадиона. Когда проходили мимо японского императора, по протоколу следовало склонить знамя, но тогда надо было помогать второй рукой. У меня не было выбора, ведь нацелены камеры, — и я пронeс флаг, не склонив. Это сочли политической демонстрацией и меня пропесочили на собрании. Шум в прессе получился немалый, но я об этом не жалею.

— Какой самый большой вес может поднять человек?

— Всe зависит от индивидуальных данных спортсмена. Думаю, что для супертяжеловесов потолок пока не достигнут. Предел, наверное, есть, но мы его не знаем — наука не дошла до этого. Ведь для того, чтобы увеличивать результат, работают целые коллективы специалистов — тренеров, спортивных врачей, психологов, учeных. Существуют разные методики тренировки — подбираются упражнения, нагрузки.

— Есть мнение, что возможности спортсмена теперь определяет химия.

— Не думаю, ведь параллельно развиваются и средства контроля. Причeм контроль настолько эффективный, что применять допинг рискованно, почти невозможно. Любой профессиональный судья или спортивный врач поймeт, в чeм тут дело. У нас химии не было, совершенствовалась только методика, хотя иногда пишут о том, что у нас не было контроля. Нет, просто спорт был другим, и была иная мотивация в борьбе за победу.

— В советские времена на спорт сильно влияла политика?

— Да, политика играла большую роль. Нашим победам придавали особое значение. Ведь это был престиж страны. И я считаю, что советский спорт выигрывал за счет многонациональности. Не секрет, что жители Кавказа отличные борцы — у них это культивируется с детства. В Прибалтике процветали зимние виды спорта. У нас национальным видом спорта можно считать тяжeлую атлетику. Украина всегда славилась своими силачами. Иван Поддубный, Яков Куценко, Григорий Новак — можно вспомнить очень много громких имeн.

— Почему только в прошлом, а сейчас?

— Сейчас выдающихся тяжелоатлетов, к сожалению, нет. Моe мнение — спорт не развивается, потому что нет государственной поддержки. Все спортивные команды принадлежат олигархам, но нет единой политики, направленной на развитие спорта. Почему раньше строились Дворцы спорта? Это было делом чести для руководителей области или города. Да, сейчас есть частные тренажeрные залы, где нужно платить за тренировки, но это не всем по карману. А спорт должен быть массовым — любой мальчишка должен иметь возможность бесплатно заниматься спортом. Я хочу в Запорожье провести турнир тяжeлоатлетов, чтобы привлечь внимание к этому виду спорта. С руководителями местной власти я неоднократно говорил и о том, чтобы организовать школу тяжeлой атлетики в Запорожье. Есть такие планы, но как сложится дальше — не знаю.

— Несколько лет назад писали о том, что вас приглашал к себе в гости Арнольд Шварценеггер — тогда губернатор Калифорнии. Где вы с ним познакомились?

— По его приглашению мы побывали в Америке вместе со старшим сыном Русланом. Шварценеггер показал мой автограф, который он хранит много лет. В 1960-е годы я был в Австрии на празднике, организованном Компартией этой страны. Как оказалось, тогда ко мне и подошeл за автографом молодой паренeк, который потом стал мировой знаменитостью. Когда мы встретились в США, то Арнольд заявил: ты мой любимый спортсмен в тяжeлой атлетике. Признаюсь, я был удивлeн, ведь в США есть очень сильные спортсмены. Но он увлeкся штангой, глядя на меня. Правда, потом Шварценеггер стал культуристом и сделал карьеру как киноактeр, но всe равно было приятно слышать такую высокую оценку моих достижений.

— А сейчас вы спортом занимаетесь?

— Ну а как же — зарядкой! Каждое утро по этажу круги закладываю. Мне говорят: Леонид Иванович, чего вы ходите? Я отвечаю: здоровье надо беречь. Но пока рука не подвела — регулярно ходил в спортзал. Поднимал штангу, гантели, гирю.

— Пудовую?

— Для меня это слишком маленький вес. Поднимал двухпудовую гирю — 32 килограмма.

— И сколько раз?

— В прошлом году выжимал более 50 раз. А что, разве это много? — раньше мог и 500 раз! Говорю честно, не «от фонаря». Теперь, конечно, трудновато будет. Дожил до 73 лет, и надо же было такому случиться — зимой поскользнулся, упал и раздробил правый плечевой сустав. Сын мне предлагал оперироваться за границей — в Германии, Австрии или Израиле. Но я сказал: нет, поеду в Днепропетровск к Александру Евгеньевичу Лоскутову. Доверяю только ему. Три года назад он уже поставил мне искусственный коленный сустав — подвела моя левая, толчковая, нога. Получилось всe отлично, хожу без проблем, как Терминатор. Уверен, и сейчас всe будет в порядке.

Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ