Государственный зоологический парк в Харькове — старейший на территории Украины, один из самых старых в Европе, открылся в 1895 году, когда на площади два гектара была организована выставка домашних животных и птиц. Cейчас тут можно найти более 400 видов рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.
Но в Харьковский зоопарк люди приходят не только посмотреть на животных, а также приносят некоторых из них, которых, кажется, нужно спасать. Особенно часто случается, что приносят тех, кого считают экзотикой. По словам заведующего отделом хищных птиц Владимира Гука, это случается часто. Более того, чаще, чем необходимо. «Иногда к нам приносят совят, живых, здоровых, которых находят где-то в лесу. Оны пушистые, маленькие — их забирают из природы и несут в зоопарк, хотя никаких повреждений у них нет. Чаще всего их, по сути, забирают у родителей. Мы, конечно, адаптируем их к этой среде, но ведь зоопарк — это люди, а не их родители-совы. А ведь эти птенцы могли вырасти в своей естественной среде и жить на воле», — говорит Владимир.
На башне библиотеки каразинского университета живет пара пустельг — соколы небольшого размера. Живет и размножается там много лет. И им не нужна человеческая помощь. Владимир Иванович вспоминает случай: «Принесли к нам аиста, который на самом деле попал в беду, и это вмешательство было действительно оправданным. В Балаклейском районе грозой поломало дерево, на котором было гнездо. Родители погибли, а один из птенцов выжил. Мы его выходили. Он вырос практически ручным, людей не боялся. Но когда он начал летать — сам, естественным образом, — то летал по всему району. И нам его приносили по три раза в день со словами: «это ваш!» Мы объясняем, что летает — это нормально. Они здесь живут. А люди думают, что это экзотика».
Но, конечно, далеко не каждая птица, которую приносят, могла бы выжить без помощи работников зоопарка. Чаще всего травмированными приносят дневных хищников, которые попадают в разные неприятности на тех территориях, где происходит человеческая деятельность. Например, птица пролетала мимо трассы, попала в конус фар и ударилась о лобовое стекло автомобиля. Хозяин машины птицу подобрал и привез в зоопарк. Сначала обнаружили перелом крыла. Выходили, кормили с пинцета, а через две-три недели поняли, что птица ничего не видит. Глаза совершенно не реагировали на свет после удара головой. Но даже в таком состоянии она прожила в зоопарке достаточно долгое время — почти семь лет.
Самые частые травмы для птиц — удары головы и переломы крыльев. Скелет у них легкий, и крылья — самая подверженная травмам часть. А после перелома крыла в природе птица обречена. Может жить долго и счастливо, но только при соответствующем уходе. «У нас есть в орлятнике ястреб, орлан-белохвост — яркий представитель. Это большая птица, с трехметровым размахом крыльев. Двадцать пять лет назад в него стреляли браконьеры. Тогда он был совсем молодой, и ему отстрелили крыло. Птицу нам принесли, остатки крыла пришлось ампутировать. И живет по сей день, умудряется даже взбираться на невысокие присады, которые мы устанавливаем. Очень любит купаться, я его дополнительно из шланга поливаю, когда есть возможность. Дерется с персоналом за территорию, самец же. Пытается ухаживать за самкой, которая летает, но она не обращает на него внимания. А он пытается всячески привлечь ее, защищает территорию, поет... Но она все равно его не любит», — качает головой Владимир Гук.
Тут работники зоопарка пытаются адаптировать птиц к условиям содержания и по возможности продлить им жизнь. У некоторых не хватает крыльев, у некоторых — ног. Конечно, в естественной среде обитания большинство из них не смогли бы выжить. А тут они живут годами благодаря заботе, уходу и неравнодушным людям из отделения хищных птиц.