На сцене столичной оперы три дня разными стилевыми оттенками сиял IХ фестиваль балета «Серж Лифарь де ля данс», посвященный памяти выдающегося танцовщика и хореографа, киевлянина по происхождению, которому судьбой было предназначено выплеснуть всю мощь своего таланта не на родной земле, а в Западной Европе.
С именем Лифаря ассоциируется балет Парижской «Гранд-Опера», которому отданы 30 лет жизни и творчества этого художника балета, создавшего на его сцене около двухсот постановок.
В 1994 году в его родном городе был учрежден конкурс и фестиваль имени Сержа Лифаря, на сцене Национальной оперы Украины при участии французских коллег, танцевавших в его спектаклях, были поставлены три балета в его хореографии: «Ромео и Джульетта» на музыку сюиты П. Чайковского, «Сюита в белом» Э. Лало и «Утренняя серенада» («Aubade») Ф. Пуленка. Именно эти постановки и составили программу первого дня фестиваля. Их неоклассический стиль, основоположником которого стал Лифарь и в достаточно широких рамках которого вел поиск новых форм, как нельзя более близок артистам высококлассного столичного балета.
В первом отделении фестивальной программы была показана «Утренняя серенада», впервые поставленная в 1946 году в «Опере Монте Карло». Мифологическую сцену соблазнения легкомысленным Актеоном неумолимой охотницы Дианы исполнили пирима Татьяна Голякова и лауреат Первого конкурса им. С. Лифаря Андрей Гура, показавшие как высокую исполнительскую технику, так и непосредственный юмор, заложенный в авторской хореографии, а также в музыке, которая здесь является не только звуковым фоном, но и «декорацией». Произведение Пуленка для фортепиано (Оксана Горобиевская) и 18 инструментов исполнялась прямо на сцене, так что артистам оркестра под руководством Алексея Баклана приходится включаться в драматургию сопровождаемого ими действия.
Второе отделение вечера включало «Ромео и Джульетту» в исполнении Натальи Лазебниковой, нежный романтизм и проникновенность которой так привлекают в ней зрителя, и Андрея Гуры (прекрасного танцовщика в этом номере перевоплотившегося в трагического влюбленного); а также зрители увидели блистательно-феерическую лифаревскую «Сюиту в белом». Этот общепризнанный шедевр бессюжетного балета, утверждающий эстетически-философскую самодостаточность танца как жанра искусства, впервые поставленный в оккупированном Париже в 1943 году, в исполнении солистов балета Национальной оперы (большинство из которых — лауреаты конкурсов им С. Лифаря) спустя шесть десятилетий вызвал настоящий шквал аплодисментов восторженной публики. В «Трио» блистали технической безупречностью Екатерина Алаева, Ольга Голица и Татьяна Лезова; в «Адажио» завораживали Наталия Мацак, победительница последнего конкурса, и Денис Недак, напоминающие ожившую скульптуру; в стремительном «Па-де труа» перед Татьяной Голяковой состязались в виртуозности Максим Ковтун и Хидео Сугано; красоту и виртуозность продемонстрировали в«Вариаций» Елена Филипьева, Наталья Мацак и Сергей Сидорский. Очень жаль, что «Сюиту» показывают лишь во время конкурсов или фестивалей. Судя по теплому приему публики этот балет мог бы занять достойнейшее место в афише театра.
Второй день фестиваля был полностью отдан на откуп безудержной фантазии и новаторству хореографа Ондрея Шотта, художественного руководителя Президентского балета Словакии, в исполнении артистов которого был показан «Одиссей» на музыку Михаэля Коцаба. Это было эффектное синтетическое зрелище с глубоким философским подтекстом, рассказывающее о мифологических странствиях мужа, ради боевой славы, оставившего любимую и семью; проходящего все круги ада (побед и поражений, соблазна и разврата, триумфа и падения), приведших к полному переосмыслению своего предназначения и места в жизни, и понявшего, что важнее всего является любовь.
Хореограф не впервые обращается к теме этого античного героя. Первый вариант «Одиссея» был поставлен еще в 1986 году в Праге при участии режиссера Эвальда Шорма и кинооператора Ярослава Кучера. Спустя двадцать лет «повзрослевший» Ондрей Шотт возвращается к сюжету, имея за плечами опыт собственных скитаний по городам и весям, творческих поисков и экспериментов. Премьера нового «Одиссея» состоялась в октябре минувшего года в Кошице и с тех пор выдержала более двадцати показов, в том числе в Афинах, где потомки греческого героя с восторгом приняли спектакль.
Необычность этой постановки является в слиянии нескольких видов искусства: балета, вокала, как классического, так и рокового, а также кино. Музыка в целом тоже весьма разнообразна: при отсутствии наличия конкретной античной мелодики, кроме, пожалуй, барабанного боя, М. Коцаб соединил в одно музыкальный этнос и рок, медитативный джаз и вокализ, мелодизм и шокирующий музтриллер. Каждый музыкальный номер связан с проектируемым видеосюжетом и хореографическим рисунком танца на сцене. Весьма впечатляющий ролик был сделан силами одного из артистов труппы Василием Севастьяновым. Так, костюмы изготовили тоже своими силами — их автор Андрей Суханов. В ролях Афины Паллады, Посейдона, Циклопа, Терезия для видео снялись участники рок-группы Михаэля Коцаба, а сам он появляется на экране в виде Эола. Они же исполнили все роковые композиции. Над остальными вокальными партиями работали тенор Петер Дворский, контр-тенор Джозеф Ковальский, бас Петер Микулаш в сопровождении Словацкого филармонического оркестра и Оркестра киностудии, а также двух больших хоров.
Видео прямолинейно иллюстрирующее и комментирующее перипетии сюжета, в особенности в сцене оргии победителей, время от времени отвлекала внимание зрителей от хореографии. Балетмейстер поставил перед танцовщиками трудную задачу — напряжением всех творческих возможностей каждого, а особенно солистов, переводить акцент с калейдоскопических картинок проекций на себя. Надо отдать должное таланту недавнего солиста Киевского балета, а последние два года работающего в Кошице, Сергея Егорова (Одиссей), сумевшего с этой задачей справиться. Артист, подобно своему герою, который на протяжении десятилетней войны и дальнейших странствий, по злой воле Посейдона, был стержнем своей команды, доминировал на огромной сцене, противостоя гигантским изображениям на экране. К сожалению, досадный инцидент с коротким замыканием кабеля под конец спектакля и некоторая паника (ведь мог возникнуть пожар на сцене), сразу же предотвращенный, не позволил составить целостное законченное впечатление от этого спектакля. Впрочем, артисты мужественно доиграли до финала и удостоились оваций публики. И хотя спектакль получился не безупречным, но все равно очень интересным.
Для киевских балетоманов приезд Словацкого балета интересен еще и возможностью встретиться и оценить успехи наших экс-танцовщиков, не так давно бывших солистами Национальной оперы. Так, Пенелопу танцевала Олеся Макаренко. Она как и Егоров, лауреаты конкурса им. Лифаря, Цирцею — Людмила Васильева — высококлассные танцовщики.
В последующих концертных номерах, вошедших в программу заключительного дня фестиваля, зрители тепло приняли три номера с участием артистов балета Шотта, показанные из программы его нового проекта «Ателье» (Вечер европейкой хореографии), премьера которого состоялась совсем недавно, 14 марта в Кошице. Драматичный и очень современный по философскому осмыслению вечной темы жизни и смерти был номер «Стикс» на музыку Г. Канчели (его поставил артист балета Максим Скляр). В трогательной «Колыбельной для солдатиков» в хореографии Натальи Хоречной были использованы украинская песня «Ой полечко, поле» и рок-композиция «Солдат». Изначально номер ставился на двух близнецов, а при отсутствии исполнялся похожими по фактуре артистами. Размышлением о сути одиночества, разделенности людей был наполнен и номер на музыку М. Хатанаки «Узники чувств» (хореография Иржи Бубеничека).
Знакомство с программой «Ателье» показало тенденцию глубокомысленности даже самых небольших номеров, но вплетенные в канву заключительного гала-концерта, они контрастировали с классическими па-де-де и вариациями. Запомнились публике выступления артистов балета Национальной оперы Украины, учеников Киевской муниципальной академии танца им. Сержа Лифаря, которые своими номерами придали вечеру торжественность. После полуторачасового концерта не все зрители дождались «Шехеразады» с прекрасными исполнителями (Елена Филипьева и Александр Шаповал), но в этом был пробел не артистов, а постановщиков вечера растянувших программу во времени.