В Международном фонде «Відродження» состоялась презентация книг известного украинского литературоведа, критика, переводчика Соломии Павлычко, вышедших в свет в издательстве «Основи». Первая из них под названием «Листи з Києва» вмещает заметки из дневника по украинской общественной жизни, который Соломия вела в очень богатый бурными событиями период 1991 — 1992 годов. Несмотря на свою излишнюю загруженность (многочисленные переводы зарубежных классиков, написания книг по теории и истории литературы) эта удивительная женщина сумела стать участницей огромного количества общественных «сборищ». По словам рецензента Максима Стрихи, книга представляет собой очень добросовестную фиксацию фактов, отражающих обычаи и моральные принципы той поры. В последнее время, отметил М. Стриха, появилось много исторических исследований — лучших, худших, беллетристических полумемуаров-полупамфлетов, которые описывают тот период. Но по ясности анализа и трезвости взгляда, по регулярности записей дневника ни один из текстов Стрихи, рановато. Трезвый установившийся взгляд на нее — дело будущего.
Что касается книги под названием «Націоналізм, сексуальність, орієнталізм. Складний світ Агатангела Кримского», то ее появление вызвало много споров среди коллег автора. Соломия ушла из жизни в конце 1999 года, так и не успев как следует упорядочить записи. По-видимому, оставив читателям право самим делать выводы относительно уместности или неуместности описанных ею фактов из жизни незаслуженно забытого писателя и ученого. Собственно, несколько серьезных жизнеописаний А. Крымского уже существуют. Но книга, связывающая воедино такие различные вещи, как политические взгляды писателя, дело его жизни (изучение культуры Востока) и мир его сексуальных переживаний, появилась впервые.
Многими украинистами резонансные опыты по украинской литературе Соломии Павлычко воспринимались не иначе как попытка сделать себе имя на «вульгарщине» — нетрадиционных сексуальных отношениях украинских классиков. Но ведь интимное-то — такая же неотъемлемая часть жизни как «простых смертных», так и художников. Сквозь призму знаний «об этом» мы можем глубже понять их творчество. Не пора ли оставить изучение родной литературы по схеме «жил, был, учился» и увидеть ее многогранность? При помощи настойчивых энтузиастов. Таких, какой была Соломия Павлычко.