В августе поблизости села Мыкулычин на Ивано-Франковщине работала Первая летняя литературная школа для молодых писателей и литературоведов. Идея организовать литературную учебу под открытым небом принадлежит Литературному клубу «МАРУСЯ», основанному осенью 2009 года студенческим активом Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова. Проект некоммерческий, но приобрел популярность благодаря информационной поддержке литературных и молодежных изданий.
СКАЗАНО — СДЕЛАНО
О задумке летней школы в молодежной литературной среде поговаривали еще с зимы. Обсуждение литклубовцев «МАРУСЯ» вызывали у постороннего наблюдателя, по меньшей мере, улыбку. А кто-то открыто иронизировал, не веря тому, что такая идея будет реализована.
А выглядело все очень симпатично. После недолгой дороги от Ивано-Франковска до Мыкулычина маршруткой нужно было преодолеть короткий путь вдоль горной реки, перебраться через подвесной мостик на другую сторону, где на всех вновь прибывших ожидали организаторы. Последние проводили гостей и участников школы на горную долину, где находился лагерь. Идти было трудно, в отдельных заболоченных и каменистых местах — просто невозможно! Но поддержка, которая чувствовалась от наших «проводников», — свежая водичка, частые привалы для неподготовленных, вовремя поданная рука на крутых подъемах — прибавляла сил. Расстояние успешно преодолено. Поднялись! Застали участников школы уже за работой: сертифицированный тренер Мария ПРИДЬМА проводила тренинг «Молодежное лидерство в литературе», организаторы «дотягивали» рабочие моменты с новичками, дежурные по кухне готовили обед.
— Неформальная обстановка побуждала к разговору. В единстве с природой беседа преисполнялась особенной искренностью: «МАРУСЯ» загорелась этим проектом! Этап подготовки прошел достаточно успешно и без особенных нервов — тренеры с энтузиазмом соглашались принимать участие в Литературной школе, а молодежь начала активно отзываться, — делится опытом координатор Литературного клуба «МАРУСЯ» Анастасия ПЕЧЕРИЦА. — Реализовывать саму школу уже в Карпатах тоже было достаточно несложно, поскольку большинство из нашего оргкомитета уже имело опыт подобных лагерей».
О популярности школы в молодежных творческих кругах свидетельствует количество заявок, которые начали поступать к организаторам с первых дней информационной кампании. Среди 123 желающих организаторы отобрали лишь 25 самых мотивированных участников, которые успешно прошли конкурсный отбор и были приглашены к участию в школе. Это молодые люди из разных уголков Украины — Киев, Львов, Харьков, Бровары, Полтава, Ивано-Франковск. «Собрался очень интересный круг молодых поэтов, прозаиков, переводчиков и культурных менеджеров, которые в будущем, надеюсь, станут известными в своем литературном направлении, — добавляет Настя. — Мы не прогадали! Проект оправдал наши надежды».
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС ПЛЮС ПРАКТИКА
Программа школы была распределена по четырем направлениям — тренинги, дискуссии, мастер-классы и творческая работа. Художественные учебы проводили опытные молодежные сертифицированные тренеры, известные украинские писатели, менеджеры культуры. О великом предназначении писателя, передать увиденное другим людям, об ощущении «одной семьи» как важнейшем признаке причастности к литературному миру и о «магическом реализме» и правде собственного тела как источнике литературы рассказывал участникам школы эссеист и журналист Тарас ПРОХАСЬКО. Его мастер-классы «Место эссеистики в современной украинской литературе» и «Почему мы пишем? О чем писать?» вызывали значительный интерес у молодежи. Двухчасовый диалог прошел на одном дыхании.
Свои писательские тайны открывал перед обществом эссеист Степан ПРОЦЮК. Говорил о субъективных версиях автора и толерантности в эссеистике, а также о литературе как автопсихотерапии. Тренинги «Современный украинский литературный процесс» и «Психология творчества» записаны! В свою очередь, писатель, путешественник, лауреат ІІ премии «Коронации слова- 2009» Максим КИДРУК провел мастер-класс «Проектирования литературной карьеры», а поэт, переводчик, литературный менеджер и дизайнер Илья СТРОНГОВСКИЙ делился опытом, как сотрудничать с издателями и издать книгу, а также, как сделать удачный перевод.
Благодаря насыщенной программе участники Первой летней литературной школы приобрели практические навыки ораторского мастерства и самой презентации, узнали, какими являются эффективные литературные сообщества. Молодые писатели получили базовые знания по композиционному построению произведения, по стилистических особенностях текстов, что в будущем поможет им выработать собственный авторский стиль. Через игровые формы учебы организаторы также предложили участникам базовые знания по культурному менеджменту и промоции литературного продукта и культурных событий, что пригодится, чтобы найти свое место в литературной сфере.
ПОДВОДИМ ИТОГИ
«Такая школа — это новый формат, который, безусловно, полезен», — говорит писатель и тренер Первой летней литературной школы Степан ПРОЦЮК. Действительно, до этого молодым украинским писателям и литераторам не выдавалось ни одной возможности использовать вакантное летнее время для учебы и с пользой для своей будущей профессии. Предлагаются больше научные обсуждения актуальных литературных или лингвистических проблем. Это традиционные формы работы. Современный формат открытой дискуссии, тренинга и мастер-класса по литературе проводятся впервые».
«Ничего более обстоятельного, чем личное общение с молодыми литераторами не дает представления о реальном состоянии литературы и ее возможном влиянии. Посредством этого можно убедиться, насколько оно мало и малотекущее. Это отрезвляет и обогащает, — делится своими впечатлениями Илья СТРОНГОВСКИЙ. — Школа показала, что проводить мероприятия серьезного представительского уровня силами начинающих можно, и даже с убедительными результатами. Хорошая организация и качественное наполнение возможны и не в кондиционированных помещениях больших городов. К литературному опыту примешивается туристический, и это тоже воодушевляет».
В воскресенье утром участники школы свертывали палатки, паковали наплечники и обували удобную обувь, чтобы помаленьку спускаться с карпатской горной долины и возвращаться домой. Кто-то доволен больше, кто-то меньше. Но все получили порцию свежих знаний, интересного общения и неизгладимых впечатлений.
В течение шести дней творческая и активная молодежь имела возможность отдыхать и учиться вместе с единомышленниками, общаться и налаживать связи на будущее. Однако говорить о комплексной оценке Первой литературной школы еще достаточно рано. Потому что «За какими критериями оценивается школа? — спрашивает Тарас ПРОХАСЬКО и сам же отвечает на вопрос, — Атмосфера и результат. Атмосфера здесь была прекрасная, а результат скоро увидим!»