В воскресенье на Лазурном берегу Франции раздали призы главного кинофорума мира. Социальная драма 80-летнего британца Кена Лоуча «Я, Дэниел Блейк» получила «Золотую пальмовую ветвь». Второй по значимости приз, Гран-при, отошел канадскому режиссеру Ксавье Долану (мелодрама «Это всего лишь конец света»).
Награду за режиссуру жюри, которое в этом году возглавлял режиссер цикла боевиков «Безумный Макс» австралиец Джордж Миллер (интересный вопрос — почему именно его пригласили судить авторское кино), разделило между румыном Кристианом Мунджиу за «Выпускной» и французом Оливье Ассайясом за «Персонального закупщика».
Приз за сценарий — у иранца Асгара Фархади («Клиент»), а ведущий актер из этого фильма Шахаб Оссейна получил награду за лучшую мужскую роль. Лучшей актрисой признана Жаклин Жозе за роль в фильме филиппинца Брайанта Мендозы «Мама Роза», а спецприз жюри присужден британке Андреа Арнольд за «Американскую милашку».
Неоднозначность этих решений отмечает подавляющее большинство наблюдателей. Во-первых, жюри полностью исключило любые новые или малоизвестные имена. Так, Лоуч и Мунджиу уже получали «Пальму» — в 2006 и 2007-м соответственно. Долан, равно как Ассайяс и Мендоза, за последние годы собрали целые коллекции высоких наград. У Фархади есть «Золотой медведь», «Золотой глобус» и «Оскар». По сути, наградной лист Канн превратился в некий парад ветеранов, патриархов и заслуженных лауреатов.
Во-вторых, озадачивают решения в ряде категорий. Лоуч — одаренный режиссер, он имеет достойные работы, заслуженно ставшие европейской классикой, однако прямолинейный, с лобовой, будто в газетной статье, моралью «Дэниел Блейк» явно не принадлежат к их числу. Вероятно, жюри поставило цель поддержать именно социально-психологический реализм, не считаясь с требованиями искусства — ведь и «Клиент» Фархади, и «Американская милашка» Арнольд, и «Мама Роза» Мендозы — картины именно такого направления. Однако у Ассайяса и Долана — кино не социальное, а просто посредственное. Есть серьезные замечания и по актерским категориям.
В-третьих, как следствие, вне поля зрения жюри оказались и тонкая поэтическая картина Джима Джармуша «Патерсон», и неординарная по форме «Сьерра-Невада» невероятно талантливого румына Кристи Пуйю, и главный фаворит каннских синефилов и кинокритиков — блестящая черная комедия 39-летнего немецкого режиссера Марен Аде «Тони Эрдманн». Отдельно следует упомянуть и 77-летнего автора «Основного инстинкта» и «Звездного десанта» Пола Верховена, который, кажется, открыл второе дыхание, поразив зрителей новым эротическим триллером «Она» с невероятной Изабель Юппер, и по крайней мере за это заслуживал приз.
Таким образом, такая важная функция Канн, как выявлять и поддерживать новые или неординарные направления развития языка кино, оказалась практически полностью проигнорированной. Можно было бы патетично заметить, что правда жизни победила правду искусства, но, вероятно, правда заключается в том, что нынешнее жюри, составленное скорее с мыслью о внимании прессы (большинство — актеры и актрисы, ни одного кинокритика, фигура Миллера вообще за пределами понимания), просто не ориентировалось в том, где находится и какое кино смотрит.
Впрочем, почти все фильмы основного конкурса Канн очень быстро станут доступны широкой общественности. Тогда-то и определятся настоящие триумфаторы — то есть фильмы, которые останутся в истории благодаря таланту авторов, а не решениям группы преимущественно некомпетентных людей.