Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовно-музыкальный треугольник

В Союзе композиторов Украины состоялась премьера «Симфонии диалогов»
24 января, 2007 - 19:53
ЗОЛТАН АЛМАШИ

Это произведение написал молодой композитор Золтан Алмаши. Он один из тех талантливых молодых мастеров (музыкантов, писателей, художников, режиссеров), который получил президентский грант Виктора Ющенко. Благодаря гранту (32 тыс. гривен) 31-летний композитор смог создать музыкально-театральную мистерию «Симфония диалогов».

Золтан Алмаши, невзирая на молодость, уже достаточно известный композитор. Он закончил Высший музыкальный институт им. Н. Лисенко по классу виолончели во Львове и аспирантуру НМАУ им. П. Чайковского. В 2003 году стал лауреатом премии им. Л. Ревуцкого. Ныне З. Алмаши выступает в составе ансамбля солистов «Київська камерата», «Рікошет», «Нова музика в Україні». Он активно принимает участие в международных фестивалях, в частности: «Музыкальные премьеры сезона», «Kiev Music Fest», «Контрасты», «Два дня и две ночи» (Одесса), в престижном «Gaudeamus» (Амстердам, Нидерланды) и «Menhir» (Швейцария).

На премьере свою музыкально-театральную мистерию «Симфония диалогов» виолончелист Золтан Алмаши исполнил вместе с такими музыкантами ансамбля «Київська камерата»: Виктория Шкит и Александр Иванов (скрипки), Артем Полуденый (виолончель) и актрисой Юлиею Гершаник (Университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого). В качестве основы музспектакля был взят «Струнный квартет» Золтана Алмаши. По мнению композитора, именно такой ансамбль является наиболее академическим. Именно музыка Алмаши вдохновила режиссера Александра Балабана на постановку спектакля «Симфония диалогов». Напомним, в творческом арсенале Балабана более 40 театральных представлений: либретто балетов и мюзиклов, драматические представления, два документальных фильма. Одна из последних премьер — «Медея» (Центр театрального искусства им. Леся Курбаса).

В ходе подготовки мистерии «Симфония диалогов» композитор и режиссер поставили себе цель — приблизить творческой процесс к жизни, стереть границу, отделяющую исполнителя от окружающей действительности. Мизансцены, поведение музыкантов на сцене и актерская игра Юлии Гершаник как будто оживили содержание «Струнного квартета» Золтана Алмаши и сделали его доступным даже для неподготовленного слушателя.

«Симфония диалогов», несмотря на камерный состав участников (шесть человек), по принципу симфонизма, состоит из контрастных тем, взаимодействующих между собой. В центре музыкально-театрального представления — несколько конфликтов: между струнным квартетом и композитором, любовный треугольник: композитор (Золтан Алмаши), соперник виолончелист (Артем Полуденый) и девушка в черном (Юлия Гершаник).

Сюжет отображен при помощи музыки и театрального действия. Это история о том, как главному герою произведения изменяет любимая девушка, и это событие вносит хаос в работу струнного квартета: соперник-виолончелист покидает сцену, а музыканты не признают творчества композитора и руководителя ансамбля, но вынуждены исполнять его произведения...

Композитор Золтан Алмаши в «Струнном квартете» сочетает две традиции: музыку барокко (части произведения называются по-баховски: «Инвенция», «Речитатив», «Менуэт», «Ларго», «Каденция» и «Финал») и неоклассицизма — партии виолончели Золтана Алмаши в его же сольном исполнении. Они, как монологи самого композитора, воплощение переживаний, эмоционально насыщены и драматичны, стилистически противоположны партиям струнного трио. «Композитор чувствует противоречия между собственными убеждениями и миром. А музыка в исполнении трио — образы мира идеалов, которые закладываются в человеке с детства. К нему постоянно стремишься, иногда приближаешься, но жизнь часто ставит сложные вопросы.

Апогей конфликта был интересно решен, как при помощи музыки, так и театрального действия. Классичеси совершенная музыка переплетается с эмоциональным, почти истерическим монологом виолончели Золтана Алмаши. Диссонанс звуков — диссонанс чувств, и девушка, призрачная, как фантом. Невесомые флажолеты струнного трио — и публика затаила дыхание. На сцену возвращается соперник Золтана Алмаши — виолончелист Артем Полуденый, который забирает партитуру у скрипачки и устраивает Золтану дуэль. Обиженное трио покидает сцену. Девушка в черном становится свидетелем поединка. Убедительные штрихи смычком Золтана Алмаши и — девушка выбирает его. Артем Полудений оставляет влюбленных вдвоем.

Недлительное время музыкально-театрального представления (30 минут) компенсировало захватывающее действие, которое удерживало слушателя в напряжении до финала, а также новаторский подход. Ведь специфика «Симфонии диалогов» заключается в том, что музыка — основной компонент спектакля, а театральное действие — только вспомогательное средство для воплощения идеи произведения на сцене.

Ольга ПРИНДЮК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ