В наших украинских селах немало самобытных мастеров, которые хранят и возрождают давние ремесла: делают лари и плетут лапти, вяжут веники и делают бочки. Житель села Мульчицы Володымирецкого района, 38-летний Александр Коцюбайло, — не простой ремесленник — он изготовляет деревянные резные иконостасы. А началось все после сложной операции, когда ему поставили сердечный клапан.
Самодисциплина и настойчивость резчика достойны уважения. Другой на его месте просто лежал бы на диване и смотрел телевизор. Перебивался бы мизерной пенсией по инвалидности. А полесский мастер работает ежедневно: с девяти утра и до шести часов вечера.
— В 15-летнем возрасте я заболел гриппом, — рассказывает Александр. — Болезнь спровоцировала серьезное осложнение на сердце. Состояние здоровья постоянно ухудшалось. В 1992-м в Институте Амосова (Киев) провели серьезную операцию и таким образом спасли мне жизнь. По-видимому, для чего-то же меня Господь сохранил? Уже прошло 19 лет, как я живу с сердечным клапаном. Тогда медики предупредили: никаких физических нагрузок... Но нужно было как-то жить и работать после операции. Поэтому не будешь без дела сидеть (мне тогда исполнилось лишь 19). Считаю, что нельзя чахнуть, надо активно жить. И взялся за резьбу. Я еще раньше интересовался столярным делом. Думаю, что мастеровитость передалась от предков, и я уже в четвертом поколении работаю с деревом. Но резьбой никто из нашего рода не занимался.
Сначала делал рамы для икон, карнизы. Впоследствии стал вырезать престолы, жертвенники, киоты. Наилучший материал для работы — липа и ольха, которые хорошо поддаются обработке. Но можно использовать и сосну. С годами научился понимать и чувствовать дерево. Взялся за более сложные изделия.
В 1998-ом Александр Коцюбайло изготовил свой первый иконостас. Это очень деликатная работа, которая требует немало усилий и много времени. Все делается вручную, согласно церковному канону. Но каждое изделие неповторимо и уникально. Мастер сам их проектирует.
Мульчицкий резчик уже сделал семь иконостасов: два в Житомирской области, два — для волынских храмов и три — в Ровенской области. В настоящий момент имеет заказы вплоть до Нового года. «Любую работу начинаю с молитвы», — признается мастер.
Интересуюсь у мульчицкого умельца, чувствует ли какой-то дискомфорт с сердечным клапаном и как часто нужно ездить в Институт Амосова на обследование?
— Просто нужно беречься, и все будет нормально. Еще тогда медики говорили, что моя операция экспериментальна — испытывали клапан. Как видите, — улыбается хозяин, — эксперимент прошел удачно. Три года тому назад ездил на проверку. Столько времени прошло, а клапан работает, тикает, как часы.
Желаем неутомимому мастеру, чтобы клапан «тикал» еще много лет, а изготовленные его золотыми руками резные иконостасы украшали храмы по всей Украине.