Мало кто из наших современников может похвастаться богатой лексикой: со временем почему-то языковой запас упрощается, если не обедняется. Другая сторона — обогащается наша ненормативная лексика, причем — не только взрослых людей, но и детей. По наблюдениям психологов, в частности, Тернопольского национального университета им. Гнатюка, сейчас сквернословие используется практически во всех сферах общественной жизни: употребляют нецензурные высказывания все социальные слои населения, наравне — мужчины и женщины, и в каждом возрасте «набор» ненормативной лексики свой. «У всех, кроме младенцев», — отмечают психологи.
Как говорят научные работники Тернопольского национального университета им. Гнатюка, исследовавшие употребление нецензурных ругательств, у нас практически не существует общественного осуждения сквернословия: цензурные ограничения сняты, соответствующие законодательные акты не соблюдаются, СМИ дают примеры, как «гламурно» злословить. «Мы провели опрос среди старшеклассников, их родителей и учителей с целью выяснения распространенности привычки сквернословить. Относительно употребления сквернословия в своем языке практически 96% учеников дали утвердительный ответ. Среди опрошенных только два ученика сказали, что они «не ругаются ни при каких обстоятельствах». Некоторые ответы на вопрос «Ты сквернословишь?» раскрывают отношение к этому явлению — школьники писали: «Стараюсь не злословить». Подсчеты показали, что практически 55% старшеклассников употребляют в своей речи грубые ругательства. Однако реальный процент может быть и выше, так как 7% детей вообще не ответили на этот вопрос, хотя признали, что сквернословят. Некоторые ученики не уточняли, какие именно выражения они употребляют. Еще одна негативная тенденция — практически 66% опрошенных учеников ответили, что подвергаются словесным оскорблениям со стороны родителей. Были ответы и такого содержания: «Мне стыдно об этом писать», — рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТНПУ им. В. Гнатюка Лилия Широкорадюк. Некоторые ученики вообще не ответили на эти вопросы. Лишь 14% опрошенных детей категорически ответили, что родители не обижают их словами. Но только 48% проанкетированных родителей сказали, что сквернословят с детьми. Также 9% родителей среди опрошенных признались, что могут по отношению к ребенку употреблять нецензурные слова, а 58% отметили, что их семейное окружение тоже использует ненормативную лексику.
«Активное употребление взрослыми сквернословия в семье снижает порог чувствительности к сквернословию у ребенка — некоторые из этих слов становятся будничными и привычными. Наглядно это утверждение можно проиллюстрировать ответом на вопрос анкеты ученицы десятого класса: «Меня словами не обижают. Мне мама (или отец) еще никогда не сказали слова, худшего, чем «к... ж твоя мать», или «ты — змея», — отмечает Л. Широкорадюк. Итак, полученные данные подтвердили мнение относительно распространенности сквернословия в речи».
Также о том, что учителя сквернословят с детьми, утвердительный ответ дали около 60% учеников. Дети говорили, какие учителя так поступают, хотя психологи у них этого не спрашивали.
По мнению научных работников, в обществе произошли перемены по отношению к сквернословию от негативного до нейтрального и положительного. Почему так случилось? Безопасно ли это явление для психики человека, становления его как субъекта собственной жизни?
«Хотим отметить, о чем говорят старшеклассники, которые сами активно сквернословят и часто являются адресатами подобных высказываний. 98% опрошенных учеников испытывают при этом крайне негативные эмоции. Относительно сквернословия со стороны сверстников типичными являются ощущения обиды, ненависти и ожесточения. Большинство парней подчеркивали, что «хочется ответить тем же» и что сквернословие в их адрес часто провоцирует драку. Только у 8% опрошенных девочек ругательства в их адрес провоцирует драку, 2/3 отвечают тем же сквернословием. Остальные свои негативные эмоции держат в себе, испытывая душевную боль, страх, унижение, неуважение к человеку, оскорбившему их», — говорит Лилия Широкорадюк.
По мнению психологов, наиболее негативное влияние на эмоциональное состояние ребенка имеют словесные оскорбления со стороны родителей и учителей. Как правило, грубые слова вызывают у него унижение, уныние и угнетение. Негативные переживания еще больше усиливаются от того, что они не могут ответить тем же. Дети жаловались, что такое состояние у них остается надолго, и было бы хорошо поменяться с обидчиками местами, чтобы отомстить им. Все опрошенные психологами старшеклассники высказались негативно в адрес тех, кто им сквернословит.
По наблюдениям научных работников, «сквернословие по своей психологической природе — это искаженная вербальная (словесная) форма протеста человека, прежде всего, против невозможности быть собой, быть автором, полноценным субъектом своей жизни, свободным от внешних детерминаций и ограничений. Такая невозможность может иметь много причин». Исследователи говорят, что наше общение в любой форме является «общественно обусловленным явлением». И овладение языком невозможно без общества. Поэтому в любом случае каждый ребенок, человек попадает под влияние культуры. Вопрос только в том, как он ведет себя в дальнейшем — поддается влиянию и сам привносит в свою лексику ненормативные высказывания или противостоит этому.
«Человек несет ответственность за функционирование и развитие своей психики как ценности-для-себя, а также за свою собственную субъектную активность и свое собственное субъектное развитие как само-ценное», — цитирует Л.Широкорадюк украинского философа Василия Зеньковского. Пани Лилия отмечает, что «человек не является «чистой дощечкой», на которой общество пишет все, что ему заблагорассудится. Он способен избирательно относиться к любым «информационным предложениям» и образцам для наследования, руководствуясь при этом такими вечными критериями, как истина, добро и красота».