Известный киевский живописец Нина Бондаренко — удивительный мастер мгновенного озарения и безудержного порыва. На одном дыхании свободными плотными мазками написаны ею магически-колдовские цветы в пространстве наполненных красками пейзажей, которые очаровывают художницу на этюдах в Ботаническом саду на Печерске, который расположен недалеко от ее дома по улице Кургановской («Пионы», «Ботанический сад», «Несущие свет»).
Эмоционально и страстно рисует мастер и грандиозные, составленные своими руками букеты, которые украшают ее квартиру весной и летом, что, по сути, превращает ее дом не только в творческую мастерскую, но и в удивительный сад («Любимые колокольчики», «Праздничный интерьер Вербного воскресенья» «Ирисы с женскими скульптурами», «Ландыши», «Цветы июля»).
Вдохновенно «живописует» Бондаренко свои натюрморты на балконе Дома творчества художников в Гурзуфе, куда, начиная с 1975-го, каждый год зовет покоренное крымской совершенной красотой сердце художницы («Весенняя радость», «Весенний букет», «Осенний натюрморт»). В Гурзуфе снова и снова воспроизводит она на полотнах «свое» море в загадочно-разном освещении Чеховской бухты. Именно в этом, единственном городе на Земле (которую Нина Петровна, благодаря Богу, ее таланту и поддержке трех сыновей, объездила почти вдоль и поперек, путешествуя по Старому и Новому Свету) именно здесь она — эзотерик и пантеист, который отождествляет природу с Богом, — чувствует тайные, только ей понятные ЗНАКИ с сакральным содержанием, посланные с Небес от главного для нее, как художника, божества — СОЛНЦА («Чеховская бухта в канун Крещения», «Пейзаж Гурзуфа», «Очищающая Крещенская стихия», «Стихия Крещения», «Первый день весны»).
Как ни странно, необычайная живописная свобода художницы не нарушает законов рисунка и композиции, в рамках которых выстроены всегда «на крещендо» неоимпрессионистические и неоэкспрессионистические произведения Н. Бондаренко: киевские и крымские пейзажи, черноморские и средиземноморские марины, эстетически-изысканные, щедрые на цвета, натюрморты, которые органически вписаны автором в уютные, откровенно «женские интерьеры» или в пейзажи, где триумфально звучит фантасмагория цвета («Апрельский интерьер», «Крещендо», «Берберская керамика», «Солнечный луч»).
Нина Бондаренко получила серьезное профессиональное образование в 1950-х в Киевском училище прикладного искусства (в настоящее время Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства им. М. Бойчука) на текстильном отделении. По окончании училища, в 1961 году, по распределению попала на Дарницкий шелковый комбинат, где работала ведущим художником на протяжении 35 лет до 1996 года, что впоследствии дало возможность полноценно реализовать себя в живописи. Поэтому среди украинских, российских, американских коллекционеров так много поклонников творчества Нины Бондаренко.
Художница никогда никому не подражала в искусстве, хотя у нее есть свои кумиры среди великих мастеров — это Михаил Врубель, Анри Матисс, Клод Моне, Василий Кандинский.
Творческим кредо Нины служит поэтическая строка Владимира Набокова: «Ты поклянись, что веришь в небылицу...». Бондаренко именно та художница, которая свято верит в волшебные силы, в сказку, в вымысел, которые навсегда поселились в ее душе.
Жизненный путь Нины Петровны начинался в сердце древнего Киева — на Подоле, на Фрунзе, 22 — в крошечном деревянном с низкими резными окошками домике, где она родилась в 1941 году. Здесь растила ее чуткая и ласковая, как солнышко, всегда улыбающаяся, мягкая, добропорядочная мама Мария Музыченко — женщина, словно осеняемая ярким добрым светом. Отец Нины — Петр Муненко умер в 1927-м, когда дочке исполнилось три года (с 1991 года Нина, в память о своих любимых родителях — двух ее ангелах-хранителях, подписывает картины фамилиями Муненко-Музыченко). Мария-Маруся, чтобы прокормить четырех своих детей, от зари до зари шила на машинке «Зингер» подушки на продажу, украшая их своими аппликациями с орнаментом, и валенки, которые пользовались огромным спросом в послевоенные годы. Это неизгладимое в памяти Нины воспоминание отображено в ее оригинальной картине «Путь с Подола», где портрет незабываемой мамы за шитьем представлен в обобщенном светом контражуре.
Здесь, на Подоле, Нина встретила и свою настоящую любовь, когда познакомилась с Валерием Деймонтовичем, внуком известного протоиерея Фроловского монастыря Андрея Славинского (1877—1966), который преданно прослужил от монаха и до настоятеля этой знаменитой православной обители 58 лет, — с 1904-го по 1962 год.
Недавно Валерий Деймонтович отошел в вечность. Талантливый киевский ученый-металлофизик, полиглот, интеллектуал в 72-летнем возрасте отправился в кругосветное путешествие (2009—2010) в составе экипажа парусной яхты «Купава». Команда мужественно прошла расстояние от Киева до Монтевидео (Уругвай), преодолевая Атлантический океан, и успешно вернулась домой. Спустя некоторое время Валерия не стало. В память о любимом Нина Петровна создала свое печальное полотно «Буду ждать, буду ждать...» с верой, что он все еще не закончил свое путешествие.
Длинный путь с Подола Нины Бондаренко продолжается ее персональной выставкой живописных произведений в Музее современного искусства Украины. Необыкновенная украинская художница приглашает нас в свой фантастически-привлекательный художественный мир — в свой «вымысел», который она создает с большой любовью к людям и к жизни.