Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мавра» — призрак новой оперы

11 октября, 2001 - 00:00

— Это большая победа ребят, рискнувших петь Стравинского, —сказала знаменитая оперная примадонна и педагог Евгения Мирошниченко. — Ведь музыка этого композитора сложна для исполнения. Ее рискуют петь только те, кто уверен в своих вокальных и актерских возможностях. Я считаю, что Игорь Стравинский своими произведениями опередил эпоху. Поэтому их еще предстоит постигать потомкам. Он — композитор будущего.

Оперу-буфф «Мавра» Стравинский сочинил в 1922 году. Ее премьера состоялась в парижской «Гранд-Опера». Основой сюжета послужил пушкинский «Домик в Коломне» (либретто Б. Кохно). В конце 20-х годов спектакль ставили в Москве. В Украине постановка Дудиновой стала первым сценическим прочтением данного произведения. Следующий год объявлен ЮНЕСКО годом Игоря Стравинского и продюсерский центр «Интер. Медиа. Ком» планирует провести серию концертов и фестивалей, посвященных юбилею композитора. Но назвать эту постановку «датской» язык не поворачивается. Как призналась Ю. Дудинова, Стравинский близок ей по духу. Еще в детстве, перебирая пластинки, она случайно нашла студийную запись «Мавры» и была очарована этой музыкой. Уже в студенческие годы она поклялась себе, что обязательно поставит оперу, и сдержала свое слово.

О чем спектакль? Это водевильная история о патриархальном быте российской глубинки. История молодой девушки, которая истомилась, сидя в четырех стенах. Дни проходят одинаково в компании матери-вдовы за рукоделием и хлопотами по хозяйству. Где-то бурлит жизнь, но она от нее в стороне — считает главная героиня. Параша мечтает о любви, но встречаться с объектом своих грез — бравым гусаром Василием удается лишь изредка. Помог случай. Умерла старая кухарка, и на ее место Параша приводит новую служанку Мавру (переодетый гусар). Влюбленные радуются тому, как ловко перехитрили они мать Параши, но однажды та неожиданно вернулась домой и застала кухарку за бритьем. На ее крики прибежала соседка, а гусар выпрыгнул в окно...

Одноактная опера «Мавра» хоть и невелика (идет всего полчаса), но в ней Игорь Стравинский дает возможность проявить свой талант не только актерам, но и режиссеру. Очень часто современные постановки страдают отсутствием театральности, действия, персонажи малоподвижны. Певцы думают лишь о том, как звучит их голос, а игра уходит на второй план. Евгения Мирошниченко — строгий критик. Хотя, в спектакле заняты две ее ученицы: Оксана Терещенко — солистка Национальной оперы Украины, недавно окончила класс Евгении Семеновны и ныне является ее аспиранткой; а также Ирина Белова — стажировалась у оперной примы. Заслужить у Мирошниченко похвалу — дорого стоит. Она назвала всех, занятых в постановке, молодцами и считает, что их дерзость увенчалась успехом. Правда то, что по ее словам, несколько ослабляло впечатление от оперы — отсутствие оркестра. Рояль не передает всей палитры чудесной музыки Игоря Ставинского. Хотя, концертмейстер Олег Жебрунов старался, как мог. Он был и оркестром, и дирижером в одном лице, «подхватывая и вытягивая» заигравшихся певцов.

Этот камерный спектакль режиссер Юлия Дудинова поставила в манере площадного театра. На сцене НМАУ соорудили помост. Минимум декораций: стол, два кресла и рама, изображающая окно. Дудинова бережно отнеслась к первоисточнику и не «кромсала» автора. Ее ноу-хау: уличный театр с масками и мим- Петрушка, соединяющий картины оперы в единое целое. В музыке Стравинского она услышала мелодии балагана, это и послужило толчком, разбудило фантазию. Спектакль получился динамичным. Среди плюсов постановки: очень точное попадание актеров, исполняющих главные роли. Кокетливая и манерная Параша (Оксана Терещенко — сопрано), степенная матрона — мать (Ирина Белова — контральто), любопытная соседка (Виктория Осадчук — меццо-сопрано), хранитель и искуситель мим Петрушка (Валерий Боженко). Тенор Юрий Лукьяненко убедителен в двух ролях: гусара и кухарки. Особенно комичен в образе Мавры. Всех актеров можно назвать командой единомышленников, готовых ради спектакля забыть о времени и собственной усталости. Освоить пространство сцены НМАУ им пришлось всего за пять репетиций, так как зал постоянно занят. Костюмы и реквизит собирали «с миру по нитке» в разных театрах, подгоняя на себя. Не повезло лишь с ботфортами Юрию Лукьяненко: они оказались на размер меньше. Волнения перед премьерой доставил и бомж из подземного перехода на Крещатике. Хотя и договорились, что одолжат его инвалидную коляску, а он посидит в зале, но «товарищ» забыл об обещании и когда появился в самый последний момент, то его приветствовали как спасителя спектакля. Маски, подзорную трубу, крылышки мима Дудинова сделала сама из картона. Юля, как Фигаро, поспевала везде. Ее напору и энергичности можно только позавидовать. Она заканчивает отделение музыкальной режиссуры (класс Валерия Курбанова). Два года назад сделала первую попытку подступиться к «Мавре». Это были фрагменты оперы, которую подготовила вместе со своим сокурсником по Консерватории Юрием Лукьяненко (студентом четвертого курса вокального факультета). Оксана Терещенко считет, что «Мавра» стала этапной в ее судьбе. Оксана еще на третьем курсе пробовала исполнять «Девичью песню», но, что-то ускользало. Видимо, к этой музыке нужно созреть и в вокальном, и в жизненном плане. В 1997 году, готовясь к участию в I Международном конкурсе вокалистов имени И. Паторжинского, она снова вернулась к музыке Стравинского и получила второе место. В спектакле Дудинской Оксана буквально «купается» в роли Параши, поет легко, словно эта музыка никакой трудности для нее не представляет. Оценить мастерство всех занятых в спектакле зрители смогут, посмотрев телеверсию оперы «Премьер-Классик» по УТ-1.

«Мавру» Дудиновой удалось поставить благодаря поддержке Продюсерского центра «Интер. Медиа. Ком». Возможно, что случайная встреча режиссера и центра станет их длительным , плодотворным сотрудничеством. Ведь Юлия, несмотря на молодость, талантливый, ищущий и энергичный режиссер и знает, чего хочет добиться. Как признались актеры, поставив конкретную задачу, она дала им внутреннюю свободу и возможность экспериментировать. Ныне ведутся переговоры о последующих постановках мини-опер. А возможно «Маврой» заинтересуется какой-нибудь оперный театр и возьмет ее в свой репертуар. Сейчас ищут дирижера и оркестр, чтобы спектакль сделать антрепизным и начать гастрольную деятельность не только по Украине, но и за рубежом. Впрочем, Евгения Мирошниченко считает, что уже назрела необходимость иметь в нашей столице камерный оперный театр, где будут идти спектакли, подобные «Мавре».

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ