День святого Николая, возможно, пока и не самый известный у нас праздник, но несомненно один из самых добрых. В этот день святой Николай дарит детям именно те подарки, о которых они мечтали целый год. И вот на днях в помещении галереи «L’ART» на Андреевском спуске взрослые не стали дожидаться доброго волшебника и решили своими силами помочь тем, кому помощи ждать больше неоткуда.
Благотворительность в Украине имеет давнюю и славную историю. Достаточно вспомнить такие имена, как Терещенко, Ханенко и ряд других украинских «бизнесменов», чьи имена увековечены в нашей истории в том числе и благодаря меценатской помощи, которую они выделяли на культурные и образовательные цели. В советские времена, постриженные под одну социальную гребенку, наши сограждане о меценатстве даже не помышляли. Слабо продвигался процесс и уже после 91-го. Что, впрочем, объяснимо. Буржуазия еще только формировалась и ставила перед собой в основном достаточно прагматичные цели. К тому же нужно было время, чтобы интегрироваться в западный мир и донести его философию до бесшабашной, жившей совсем по другим законам постсоциалистической страны. Не только накоплять капитал, но и уметь его красиво пожертвовать. Сделать исторический круг и изящно вернуться в эпоху Ренесанса украинской культуры меценатства.
Именно такую попытку предпринимает созданный год назад Клуб деловых женщин «Модус Вивенди», который провел свою первую всеукраинскую благотворительную акцию «Мечты под елку». Как несложно догадаться из названия, свою помощь клуб адресовал детям, воспитанникам 27 домов-интернатов. Как для детей сирот, так и для ребят с физическими и умственными отклонениями. За год была проделана масштабная работа. «У нашего клуба завязались теплые отношения с рядом детских домов, которым мы оказывали посильную помощь. Со временем к нам пришла коллективная идея провести более масштабное мероприятие, чем та наша помощь, которая уже есть», — рассказала «Дню» президент клуба «Модус Вивенди» Евгения Губская. — Ведь мы женщины деловые, и у нас есть широкий круг знакомых, которые тоже хотят подключиться к помощи, но не знают, каким образом это сделать наиболее эффективно». Важной составляющей общей концепции организаторы посчитали форму проведения мероприятия, которое проводилось в форме выставки-ярмарки. Дети подготовили для благотворительных продаж свои работы: рисунки, гобелены, разнообразные новогодние украшения и поделки. А от стандартного в таких случаях банального сбора денег решили отказаться, и на то были веские причины. Во-первых, подобная ярмарка однозначно вызовет резонанс, и уже в следующей раз, возможно, заинтересует большее число участников, а во-вторых, и это главное, детям дали понять, что они востребованы, что кому-то нужны. А уже само это чувство стоит намного больше, чем любой подарок. Тем более, что практически все гости ярмарки отмечали высокий уровень экспонатов ярмарки. И неудивительно, дети к ней долго и кропотливо готовились. Дебют подобной акции стоило признать удачным уже к середине вечера. К тому времени средних размеров «аквариум» для пожертвований-покупок был заполнен почти наполовину. Все больше «франклинами» и «лесями украинками». Каждому покупателю к лацкану прикрепляли небольшой серебристый бантик, который те носили с большим достоинством. И, думается, не от осознания того, что потратили много денег, а из-за того, что почувствовали себя частью большого общего дела. Было в программе и трогательное выступление детей из ансамбля «Бон-Бон», слова и стихи благодарности от руководства детских домов. Гости, которые, кроме всего прочего, не забывали и о том, что пришли на светский раут, общались в ожидании кульминации вечера — аукциона авторских новогодних елок, которые представили украинские дизайнеры Кристина Гусина и Алексей Залевский, «VD One», и ряд других организаций, включая и Цюрупинский детский дом, чья елка ни в чем не уступала своим более «именитым» соседкам.
Из девяти лотов аукциона наибольший интерес у публики вызвал шедевр от «VD One». В примерно полуметровом пасхальном яйце из 100 переплавленных свечей, взятых из храма Христа Спасителя в Москве, находилась миниатюрная елочка. Торг за этот оригинальный лот кипел нешуточный, и под гром оваций в итоге был куплен за $800. Другие елки разошлись также быстро и стоили их обладателям в среднем по $200—300. После елок добрались и до игрушек, каждую из которых продали не менее чем за $120—150. Алексей Залевский, чья пирамидальная елка из ткани была одной из самых оригинальных на выставке-ярмарке, рассказал «Дню», что поначалу ничего и слышать не хотел ни о каких елках для аукциона, но когда узнал о том, для какой цели она понадобилась, капризничать перестал и творчески подошел к процессу. Также, как подошли к своей акции деловые женщины из клуба «Модус Вивенди», которые на вырученные деньги подарят детям из детских домов к Дню святого Николая именно те подарки, о которых они мечтают. А на вопрос, как часто клуб планирует подобные акции, Евгения Губская улыбнувшись ответила: «Пока планируем это мероприятие ежегодным, но ведь мы женщины деловые, энергии у нас масса, так что не будем загадывать...»