Такую «статистику» привел, готовясь к 10-летию форума, «вечный двигатель» феста Александр Книга, директор Херсонского академического музыкально-драматического театра им. М. Кулиша. В этом году особым подарком для публики стали внеконкурсные спектакли — «Про людей и мышей» Д. Стейнбека Театральной компании «Бенюк и Хостикоев» и «Четвертая сестра» Я. Гловацкого Киевского Молодого театра. А в обязательной программе преобладали музыкальные постановки. Спектакли музыкально- пластические показали: Херсонский театр им. М. Кулиша — «Алые паруса», Киевский Молодой театр — «В плену Кармен в плену», вечер классической и современной пантомимы состоялся под названием «Потомки Марселя Марсо», театр «Киев модерн-балет» презентовал свою работу «Дождь. Болеро». Понравился зрителям музыкальный спектакль «Мы твои, Украина, казаки» Луганского театра песни и танца «Легенда» и вызвала споры постановка «Ромео и Джульетты» Криворожского театра музыкально-пластических искусств «Академия движения» (неожиданное решение проиллюстрировать классику языком пластики выглядело не очень убедительно).
Чистоту жанра, изысканную хореографию, наполненную оригинальными пластическими идеями, яркими ассоциативными образами, продемонстрировал в совершенном актерском исполнении коллектив «Киев модерн-балета». Смелость, неожиданность трактовки, уникальность контрастов соединения музыки и движения оставили от их «Дождя. Болеро» ощущение восторга от сплава авангарда и традиций, от новаторства поиска и творческих открытий. За эту работу хореограф Раду Поклитару получил награду как лучший сценограф.
А солисты яркого национального коллектива «Легенда» из Луганска представили свое искусство зажигательно и искрометно (спецприз в номинации «Симпатия жюри»).
ПОИСКИ ГАРМОНИИ
Традиционно хозяева «Мельпомены» к каждому фестивалю готовят премьеры. В этот раз Херсонский театр поработал особенно ударно и показал четыре спектакля. Силами балетной труппы театра был поставлен спектакль «Алые паруса» (режиссер Александр Бельский). Сценографический образ огромной волны, символически накрывающей и поднимающей героев этой щемящей гриновской истории о любви и мечте, указывает на место действия и передает дух рассказа о судьбе Ассоли. Огромное полотнище, серебрясь и переливаясь, словно морские волны, вздымается и опадает, а на заднике сцены величественно поднимаются романтический алые паруса... Актеры Алеся Колодницкая и Вадим Гнидаш получили награды за исполнение роли Ассоли и Отца.
На Малой сцене театра были представлены два спектакля режиссера Сергея Павлюка. Найденный им жанр — сверхреалистической драмы в спектакле «Тайна летающей женщины» по М. Вишнеку, дает отправную точку всему повествованию. Здесь все малореально — встреча главных героев (Он — Александр Мельник, Она — Евгения Кирсанова), их отношения и чувства. Реальны только мысли и выводы — в чем смысл жизни, как достичь гармонии духа и материи. Но, как во все времена, эти вопросы остаются риторическими.
В спектакле «Два сердца» А. Образцова — тоже, казалось бы, поиск ответов на вечные вопросы бытия. Но здесь действуют реальные личности. И хотя главный персонаж назван лишь Фаиной, понятно, что речь идет о легендарной актрисе Фаине Раневской. Время старости, одиночества, невостребованности трагично как для человека обыкновенного, так и для человека известного. Сердце и душа у всех болят одинаково... Актриса Елена Галл-Савальская решает образ Фаины, акцентируя на портретном сходстве с Раневской, на похожести поведения и ее отношений с окружающим миром. Но как тонко сумела почувствовать актриса незащищенность Раневской, детскость ее восприятия, жажду любви и понимания, потребность в близком человеке (актриса была отмечена дипломом «За лучшую женскую роль»)!
Совместный украинско-российский проект — спектакль «Клон» О. Солода, созданный артистами Херсонского театра им. М.Кулиша и известными артистами эстрады — братьями Александром и Валерием Пономаренко, получил награду «За лучший продюсерский проект» — (Александр Книга и Анатолий Муттер). Идея этой комической истории строится на том, что братья Пономаренко — близнецы и взаимозаменяемы для окружающих. Бизнесмен Осип (А. Пономаренко) задумал поехать отдохнуть, естественно, не один. Но чтобы жена (Ксения Савельева) и теща (Алла Кружилка) ничего не заподозрили, он заказывает своего Клона (В. Пономаренко), которого и оставляет в семье вместо себя. Клон оказывается характером совсем не схож с оригиналом, что и отмечает женская половина семьи. И надо сказать, доброта Клона выгодно отличается от вздорного характера настоящего Осипа. Столкновение двух моралей и порождает конфликт, давший возможность главному герою словно посмотреть на себя со стороны. Ну и, конечно, дать такую возможность и зрителям, которые вволю насмеялись над юмористическими репризами известных эстрадных исполнителей, убедительно вписавшихся в сценическую конструкцию драматургии.
ПОЛИТИКА И ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Николаевский украинский театр драмы и музыкальной комедии — ближайшие соседи и друзья Херсонского театра, неизменные участники всех десяти фестивалей. По сложившейся традиции николаевцы привозят свои премьеры. «Украденное счастье» И. Франко стало сотым спектаклем «Мельпомены». Режиссер Андрей Билоус сделал адаптацию и сценическую композицию известного произведения Франко, перенеся события пьесы во времена сталинских репрессий, превратив жителей гуцульского села в представителей украинской интеллигенции. Из-за ассоциаций временных параллелей история любовного треугольника приобрела политический оттенок и развела героев по разные стороны баррикад. Смещение акцентов в спектакле привело к тому, что потерялась поэтика Франкового слова. Отсутствие предыстории, от которой намеренно отказался режиссер, желая сосредоточиться именно на моменте политической неблагонадежности Мыколы, размыло трагизм переживаний Анны, сделало непонятным ее выбор в пользу Михайла, здесь выступающего представителем карательных органов власти. «Украденное счастье» — пьеса многогранная, там можно найти различные сюжетные ходы, но в любом варианте интерпретации главенствующей должна оставаться мысль об украденном человеческом счастье, о недопустимости вмешательства в чужую судьбу, о неоднозначности чувств мужчины и женщины. Актер Николай Григоренко был убедителен в образе Мыколы даже в такой спорной трактовке спектакля, где собственно сама любовь и оказалась за скобками повествования. (Актер отмечен дипломом «За лучшую мужскую роль».)
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ
Лучшим спектаклем «Мельпомены Таврии-2008» была признана психологическая драма Республиканского театра белорусской драматургии из Минска — «Женщина Бергмана» Н. Рудковского в постановке руководителя театра Валерия Анисенко. Предельно напряжен психологический поединок звезды оперной сцены Ингрид (Татьяна Мархель), потерявшей голос и оказавшейся в больнице, и медсестры Лиу (Людмила Сидаркевич), за ней ухаживающей. Лиу ожесточена, зла на весь свет, она агрессивна и коварна, вовсю пользуется полученной властью над пациенткой, издевается над ней, пытаясь выместить на сломленной духом певице злость за свою неудавшуюся жизнь. Актриса Мархель не произносит в спектакле ни одного слова, но как выразительно ее молчание! Она сумеет победить в этом поединке медсестру, сумеет разоружить ее милосердием, покорить сердечностью и всепрощением. Только поистине страдающий человек способен постичь страдания другого. Ведь, как писал Максимилиан Волошин: «...надо, чтобы оставались люди, которые могут противиться чувству мести и ненависти и заклинать обезумевшую реальность — благословением». Собственное страдание Ингрид переплавляет в сострадание. Спектакль достаточно камерный по звучанию, кажется, в нем не происходит чего-то бурного и стремительного, но за скрупулезностью исследования человеческой души зримо ощущается масштаб поставленных проблем. В целостности сценографического образа, чистоте режиссерской мысли, актерском исполнении явственно проступают черты сценического произведения настоящего и высокохудожественного...