Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Между караваем и «Мерседесом»

Как объединить старинные свадебные обряды с современными?
10 августа, 1996 - 19:27
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Смысл старинных действ, которых придерживались далекие и не очень далекие пращуры украинцев при бракосочетании, одновременно простой и глубокий — таким образом закладывался на долгие годы фундамент совместной жизни новой пары. Ныне о них говорят как о программе или матрице. Понятно, что со временем неизбежно возникает вопрос определенного изменения установок, которое опосредствованно (и не опосредствованно) отражается на тех или иных традиционных ритуалах. «День» уже проводил «перекличку» с вопросом, как в том или ином регионе подходят к браку.

Фольклорный фестиваль «Поліське весілля», который прошел в прошлые выходные в Житомире, дал новый повод, с одной стороны, вспомнить о давних традициях, с другой — соотнести их с современными вариантами обряда, который будет существовать, пока на планете будут жить люди. Организаторы праздника — общественная организация «Українська духовна республіка», которая заручилась поддержкой Управления культуры и туризма облгосадминистрации, Житомирского городского совета, Житомирского областного центра народного творчества, а также спонсоров — очевидно, сумели создать красивое зрелище.

На сцене перед городским парком имени Юрия Гагарина друг за другом выступали фольклорные коллективы из северных районов области, где до сих пор в более-менее аутентичном виде сохраняются очень давние свадебные церемонии. К ним поднимались пары молодых, которые вступали в брак в тот день и со всем сопровождением подъезжали на «Мерседесах», БМВ или «Лексусах», украшенных цветами и шариками — и автомобили (марки становятся все более «крутыми»), и украшения давно стали непременными признаками современных свадеб. Было интересно наблюдать, как с одетыми по последней моде новыми супружескими парами проводят те или иные старинные обряды посланцы Полесья в традиционных одеждах — вышиванках, длинных домотканых сорочках, шароварах и тому подобное. Так, над Ольгой и Владимиром Гнитецкими держат на рушнике свадебный каравай артисты, которые играют родителей, а ансамбль «Любисток» из Лугинского района славит новую пару. Вот ансамбль из села Сущаны Олевского района (прадавняя древлянская земля) водит «гильце» — украшенное лентами и другими красивыми вещами свадебное деревце, которое специально выбирали и вырубали в лесу. Вот молодой и молодая пытаются откусить самый большой кусок каравая, чтобы определить, кто из них будет более главным.

Всех продемонстрированных обрядов и не перечесть. Был и девичник, и выпекание каравая подругами матери невесты, и выкуп невесты, и благословение родителей, и расплетение косы, и повязание платка в знак превращения девушки в женщину. Честно говоря, уже более современным изобретением выглядело принесение сватами большой бутыли с самогоном. И все это под печальное и веселое пение, прибаутки, пожелания добра и счастья новой семейной паре, каждой из которых ведущая, артистка местного театра Марина Роговая вручала небольшой сувенир, чаще всего подкову. Однако не всегда удавалось органически ввести в традиционное действо современных молодых. Было заметно, что давние обряды, которые сохраняются только в селах или фольклорными коллективами, довольно нелегко сочетать с новыми веяниями, которые прижились или закрепляются в городах.

Хорошее, но давнее пока не стало своим для современных ребят и девушек. С одной стороны, это можно объяснить сложностью организации всего свадебного действа, которое прежде состояло из многочисленных отдельных обрядов — для его постановки ныне, очевидно, нужны те, кто их знает смолоду, или кто сумел выучить из литературных и других источников и имеет, скажем прямо, дар режиссера. Современные платные тамады этим если и занимаются, то очень мало. Плюс, безусловно, такая постановка стоит значительных средств. Но если бы нашлись люди, которым это интересно и которые бы смогли адекватно вознаградить участников и организаторов, думается, они бы не пожалели. Хотя, учитывая современную сексуальную свободу, некоторые традиционные обряды выглядят архаично — то же расплетение косы, или повязание платка. Учитывая тенденцию более позднего бракосочетания, когда вступают в брак пары, которые уже успели сделать успешную карьеру, роль родителей, а с ними и традиций, также может снижаться. И тогда вопрос, как проводить собственную свадьбу, решают именно будущие супруги.

Впрочем, пани Валентина Сокоринская-Бердник и Громовица Бердник убеждены, что прадавние традиции свадеб следует возрождать. А известный житомирский мастер обуви из конопли Олег Земнухов, который является главным организатором праздника, рассказал «Дню», что занимается этим по зову души, потому что полесские обряды пока удается сохранить в виде, приближенном к аутентичным образцам, и от того их ценность является очень большой.

За два дня житомиряне имели возможность послушать концерты традиционного полесского пения, участвовать в обрядово-развлекательных программах и этно-дискотеках, мастер-классах, потанцевать, приобрести произведения народных мастеров, в том числе свадебную атрибутику, вышиванки, платья в старинном стиле, куклы-мотанки, а еще прошел круглый стол «Полесская свадьба — возрождение народных традиций»...

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ