Молодые дизайнеры или, во всяком случае некоторые из них, сегодня нарасхват. Джордж Армани решил учредить собственную именную премию, которая предусматривает пять тысяч фунтов стерлингов и возможность представить свои изделия в бутиках Армани в Лондоне и Милане. Группа LVMH оказывает финансовую поддержку перспективным именам. Даже трастовый фонд Принца Чарльза намерен разыскивать талантливую молодежь, чтобы помочь ей добиться успеха. К тому же фонд разрабатывает спонсорскую поддержку для молодых дизайнеров. Подобных примеров из тамошней модной жизни можно привод ить множество. Да зачем далеко ходить. Стоит лишь обратиться к России, где вот уже несколько лет конкурс «Русский силуэт» как раз и пытается конкретно помочь младенцам моды, от предоставления финансовой помощи до возможности поработать за рубежом. У нас с примерами, увы, не так густо. Собственно, на сегодняшний день он лишь один — национальный конкурс молодых дизайнеров одежды «Сезоны моды — взгляд в будущее», который в нынешнем году прошел во второй раз.
Уже из названия ясно: организаторы у него те же, что и у зрелых и популярных «Сезонов» — журнал «Ева», Дом моды «Сергей Бызов» и РИА «Янко». Не избалованные вниманием молодые дизайнеры буквально ринулись на конкурс. Тем более, что он имеет лишь одно ограничение — участникам не должно быть больше 27 лет. В остальном же все хлопоты (в частности, финансовые) брали на себя организаторы (чего не сделаешь для поддержки креативной молодежи). В результате — заявки подал 71 дизайнер, до финала дошло 18 — из Киева, Львова, Кривого Рога, Запорожья, Хмельницкого, Днепропетровска, Ивано-Франковска и одна участница из Литвы.
Финал проходил в подземном гараже бизнес-центра «PODIL PLAZA», как ни странно, довольно удобном для показа. Кроме «болеющей» за своих молодежи, наблюдалось и немало VIP-гостей. Дело в том, что к конкурсу был приурочен и показ новой коллекции председателя жюри Сергея Бызова. Своеобразный мастер-класс — с одной стороны. А с другой — резко возросший интерес к конкурсу «модной» общественности. Это конечно не съезд «охотников за головами», коим именуют международный фестиваль молодых дизайнеров в Иере, но все же возможность выйти из тени безызвестности. Только и исключительно — благодаря собственным коллекциям, которые на конкурсе были представлены анонимно, а точнее, под номерами. Так что жюри, в состав которого входила и автор этих строк, могло судить абсолютно объективно и —только увиденное (каждая коллекция включала от трех до восьми моделей), не обременяя себя предысторией, то есть сведениями об образовании, биографии и прошлых успехах участников.
Каково общее впечатление от конкурсных коллекций? Довольно ровное, хотя и далеко не восторженное. Дизайнеры продемонстрировали вполне пристойно выполненную одежду, умение ориентировать в модных тенденциях, допустимую степень подражательства (на подиуме легко узнавались коллекции в стиле Анисимова или, скажем, Пустовит), так что смотрелись коллекции совсем недурно. А вот по- настоящему оригинальных и свежих идей было негусто. Потому вероятно жюри, в которое входили журналисты и дизайнеры, в частности, Лилия Пустовит, Александр Гапчук, Алексей Залевский, Виктор Анисимов — всего 12 человек, с одной стороны было легко. Практически все члены жюри среди лидеров называли четыре-пять одних и тех же участников. С другой — когда мы стали совещаться, возникла довольно жаркая дискуссия. Не столько вокруг конкретных персонажей, сколько уточнения того, какая из наград конкурса полезней для участников. Первая премия — финансовая поддержка оргкомитета (не очень большая, но вполне приемлемая для создания новой коллекции) для некоторых членов жюри (признаюсь, и для меня в том числе) казалась менее привлекательной, чем премия вторая — поездка на стажировку за рубеж. Ведь приобретенные профессиональные навыки, как говорится, в умелых руках могут оказаться вещью действительно бесценной. Когда же некоторые из членов жюри предложили совместить, если можно так выразиться, два в одном, то тут воспротивился оргкомитет. Но и их понять можно: ведь цель конкурса поощрить и поддержать как можно больше участников. В результате премии распределились следующим образом.
Первая досталась киевлянке Светлане Данильченко, выпускнице Государственной академии легкой промышленности по специальности «Художественное моделирование костюма». На ее счету победы уже в двух международных конкурсах, участие в довольно престижных показах. Но жюри, повторяю, привлекла ее черно-белая графическая коллекция, сдержанная и лаконичная, когда все страсти, как в черно-белом кино, остаются за кадром, а глубина достигается за счет чистоты и строгости линий. Настоящим фаворитом конкурса стала Наталья Скаржена, вернее ее мужская коллекция «Alter Ego» — вызывающие рубахи из набивного шелка, белые трикотажные свитера из одних только рукавов, расклешенные брюки и нахальные широченные галстуки с рисунками в стиле короля поп-арта Энди Уорхола. Очень весело, по- молодежному свежо и многообещающе. Итак, Наталье — студент ке пятого курса Киевского государственного университета технологии и дизайна — предстоит поездка в Германию, на фирму Hugo Boss.
Третья и четвертая премии — это участие от Украины в конкурсе «Русский силуэт». Нас будут представлять студентки Киевского государственного университета технологии и дизайна Инна Шкода, Оксана Гринюк со своей коллекцией «Мульти», выполненной в стиле визуального поп-арта, очень жизнерадостной и раскрепощенной, правда, слегка перенасыщенной деталями, вероятно, от желания сказать все и сразу. В Москву поедет и коллекция львовской творческой группы «Акцент», которая объединяет Елену Крукеницкую, Наталью Холодило и Александру Билобран. Группа использует этнографические мотивы в сочетании с современными объемами, своеобразной выделки трикотаж и очень красивые аксессуары, чем всегда славятся львовские дизайнеры.
И наконец, специальной премией от Гильдии производителей одежды Украины награждена коллекция выпускника швейного училища из Запорожья Артема Темпалова — она покорила жюри чистотой конструкций и безукоризненностью исполнения. Артем поедет в Германию на фирму, которая владеет эксклюзивным правом на пошив первой линии женской одежды марки Сerruti.
Итак, конкурс свое дело сделал — дал шанс. Сумеют ли им воспользоваться молодые дизайнеры — посмотрим.