Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мое выстраданное «золото»

Разговором с Антоном Дацко «День» начинает цикл материалов о паралимпийских чемпионах Рио-2016
20 сентября, 2016 - 17:34
ФОТО REUTERS

«Украинец Антон Дацко завоевал золотую медаль XV Летних Паралимпийских игр в фехтовании на саблях среди спортсменов-колясочников категории В», «Спортсмен из Львовщины завоевал 20-ю золотую медаль в Рио», «На соревнованиях по фехтованию Дацко принес юбилейное «золото» для сборной». Подобные заголовки облетели большинство интернет-ресурсов нашей страны 12 сентября. Паралимпийские игры в Рио — в разгаре. Сборная Украины уже заявила о себе как профессиональная монолитная команда, которая будет бороться исключительно за призовое место в медальном зачете. Однако персональные истории успехов спортсменов — почти никому не известны.

Тогда в финале 33-летний саблист из города Буск Львовской области победил грека Панайотиса Триантафиллу с разгромным счетом 15:7. На предыдущих стадиях соревнования нашему спортсмену уступили поляк Адриан Кастро, который в итоге стал бронзовым призером, а также француз Марк-Андре Кратер, американец Джой Бринсон и итальянец Алессио Сарре.

По итогам соревнований сборная страны заняла рекордное третье место в общекомандном зачете, добыв в борьбе 41 золотую, 37 серебряных и 39 бронзовых наград. За каждой медалью — стоит личность. У каждого — своя большая история спортивного успеха. И, как рассказывают сами спортсмены, тысячи маленьких историй, когда человеку с инвалидностью добраться до зала тренировок может быть тяжелее, чем победить на соревнованиях.

Накануне вылета нашей сборной из Рио домой, «День» позвонил по телефону Антону Дацко, чтобы поздравить и рассказать читателям об истории его успеха.

ФОТО REUTERS

Фехтование пришло к Антону после несчастного случая, когда в 11-м классе он залез на дерево, чтобы нарвать орехов. Между ветвями не заметил линии электропередач. «Что было дальше — не могу вспомнить, но проснулся уже на земле с переломом позвоночника. Ноги не чувствовал, — говорит спортсмен. — Операцию провели качественно, врачи уверяли, что «не все пропало», что жизнь после такого падения не завершается, можно и учиться, и спортом заниматься. Травма была очень сложная. Конечно, травмированный в 16 лет, сначала даже не задумывался о том, чтобы заниматься спортом. Однако, когда был на очередной реабилитации во Львове, мне порекомендовали попробовать заниматься спортом. Мол, это лучшая реабилитация. И шанс. Шанс найти стимул в жизни, реализоваться как человек и поправить здоровье. Я понял, что не нужно опускать руки. Можно и нужно продолжать жить. После длительных размышлений решил заниматься профессионально чем-то одним, сделать это «одно» — своим хобби, стимулом жизни, работой.

Почему решили заниматься именно фехтованием?

— Я искал возможности заниматься спортом регулярно и профессионально. Тогда мой первый тренер Андрей Витальевич Колесников предложил именно фехтование на колясках. Я согласился. Шаг за шагом, тренировка за тренировкой. У нас в Украине работает в действительности очень хорошая программа «Инваспорт», которая предоставляла мне возможность тренироваться во Львове. Обычно были трудности  добраться на тренировку, бытовые неудобства. Но, невзирая на все препятствия, в нашей стране для людей с инвалидностью есть шанс себя реализовать в спорте. Когда уже я пробился в сборную страны, начал показывать результат, получил поддержку от государства — стипендию, пенсию. И на каждом этапе профессионального роста нас поддерживал «Инваспорт». Говорю прямо — все наши успехи связываем с этой программой и Валерием Михайловичем (Валерий Сушкевич — глава Паралимпийского комитета Украины. — Авт.), который все держит на контроле. Представьте, это сейчас я чемпион, меня знают. Но даже, когда только начинал заниматься, и еще не было серьезных побед — он уже тогда знал, кто я такой, каким видом спорта занимаюсь, спрашивал, как меня поддержать. Это невероятный человек!

Сегодня вы профессиональный спортсмен. Это ваша работа и основной источник дохода?

— Да, безусловно. Когда я только начинал заниматься спортом, то временно отрабатывал на швейном предприятии. Я имею профессию портного. Уже после первых успехов понял, что нужно больше времени проводить на тренировках. Тогда сделал ставку на спорт. Конечно, государство выплачивает какую-то пенсию, обеспечивает определенными условиями для жизни. Но я хотел достичь большего. Сегодня это мой заработок, другого нет. Имеешь ты инвалидность или нет — должен полностью отдаваться делу жизни. Иначе  результатов не будет.

Вся страна радовалась вашей победе. А что сами чувствовали в момент награждения?

— Этого не передать словами. У меня очень фееричные впечатления. Когда соревновался на саблях, то очень волновался. Я много боролся, у нас говорят — дрался за эту победу. Когда выиграл первый бой, это мне прибавило оптимизма и уверенности в себе. Потом выиграл второй, третий... И вот уже финал! Максимум концентрации, силы воли — и вот тебя уже награждают. Знаете, я победил с большим счетом в финале — 15:7. Многие искренне поздравляли, поддерживали. Но были и такие, которые говорили, что «как-то легко получил золото», «не было нормальной конкуренции». Это, конечно, обижало. В нашем спорте все зависит от концентрации.

Я тренируюсь по фехтованию на тележках с 2003 года. На Играх в Лондоне я претендовал на первое место (Антон Дацко — серебряный призер Летних Паралимпийских игр 2012 года. — Авт.). Тогда не удалось. Медаль для страны получил уже в Рио — это результат «долгой победы» и выстраданных тренировок.

Антон, сегодня к сборной приковано внимание всей страны. Вы — большие молодцы, наша гордость. Не кажется ли вам, что именно в такие моменты, когда медали еще «горячие» и вас слышат, необходимо во весь голос озвучивать проблемы людей с инвалидностью, которых в Украине, к сожалению, хватает?

— Безусловно. Если не говорить о спортсменах, то в нашей стране для людей с инвалидностью очень мало возможностей для реализации. Я уже не говорю об условиях для комфортной жизни. Проблем хватает. И это не только вопрос личностной реализации и адаптации. Это вопрос элементарных удобств для жизни. Такие люди, как я — на колясках — чувствуют невероятный дискомфорт во время обычного передвижения по городу. Вы не можете себе представить. Каждый раз, когда есть потребность самому выйти в город — это испытание. Пандусов практически нет. Каждая лестница — это испытание. Катастрофически мало общественного транспорта, который оборудован технической возможностью комфортного заезда для людей на колясках.

Знаете, нам говорили перед Играми, что Бразилия — очень бедная страна, там огромная преступность, и так далее. А что я здесь увидел: тотально весь общественный транспорт, все остановки, все переходы  адаптированы для людей на колясках. Никаких проблем нет. А у нас наиболее цинично выглядит то, что даже в новостройках, когда возводят многоквартирные дома или какие-то офисные помещения, ставят новые пандусы или лифты для колясочников, а они  очень неудобные и не приспособленные. Так, для красоты. Это я всего несколько слов сказал о людях на колясках. Проблемам других людей с инвалидностью можно посвятить день общения. Однако, сказать, что вообще ничего не делается, тоже нельзя. Люди получают стипендии. Есть волонтерские организации. А наиболее яркий пример помощи — упомянутая программа «Инваспорт», которая подарила второй шанс тысячам людей.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ