«Продвинутые» воры ныне переключают свое внимание на пластиковые карты. Чтобы получить доступ к счетам, они притворяются сотрудниками банков, подключают видеокамеры к банкоматам и рассылают спам от имени служб банковской безопасности.
Из-за компьютерных сбоев и хакерских атак многие банки терпят убытки. Ущерб зависит от количества проведенных операций. Большая часть ошибок связана с системными сбоями, предупреждает akado.com. Известно несколько случаев, когда на счета клиентов западных банков неожиданно поступали огромные суммы. Так, в Иллинойсе при проверке счета в Первом национальном банке супружеская пара обнаружила, что владеет 924,8 млн. долларов. Аналогичные поступления обнаружили еще 800 клиентов банка. Внутреннее расследование показало, что ошибка была вызвана сбоем в компьютерной программе.
Номер счета жительницы Нью-Йорка на одну цифру отличался от того, на который должны были поступать средства на реализацию программы ООН по защите окружающей среды. Из-за ошибки в документах в течение восьми месяцев она регулярно получала деньги от 13 иностранных правительств. Всего — около 700 тыс. долларов.
БАНКОМАТЫ-МОШЕННИКИ
Мошенники используют несколько типичных схем для обмана служб безопасности банков. Для того, чтобы украсть деньги с карты, преступники могут использовать банкоматы. Мошенники применяют специальные накладки-«скиммеры», которые считывают данные с магнитных полос на пластиковых картах. Чтобы узнать ПИН (персональный идентификационный номер) карты, на клавиатуру банкомата устанавливают поддельные накладки или портативные видеокамеры. Они крепятся над клавишами банкомата или рядом на стене. Часто такие устройства оборудованы автономными портативными передатчиками, которые могут отправлять данные на расстояние до 200 метров. Их можно купить в интернете. Иногда передатчики изготавливают под конкретные модели банкоматов.
Часто мошенники звонят по номерам, указанным в банковских базах данных, которые попали на черный рынок. Они просят сообщить личные данные: номер счета, ПИН, кодовое слово. Мошенники представляются операционистами и ссылаются на серьезную причину, например сбой системы. Настоящие сотрудники банка никогда не будут запрашивать такую информацию, обзвон клиентов они обычно проводят в рекламных целях.
Например, в конце сентября 2007 года преступники попытались добраться до счетов в Альфа-банке. Клиенты банка получили письма, в которых им рекомендовали скачать электронный ключ. Банк выпустил опровержение и предупредил клиентов, что это уловка, и никто из вкладчиков не пострадал.
КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ?
Вернуть деньги можно, если доказать, что списание было несанкционированным. Банк потребует предъявить документальные подтверждения операций, говорит вице-президент по банковскому аудиту «ФБК-право» Алексей Терехов. В качестве доказательств нужно использовать квитанции и чеки, которые после любой операции выдает банкомат. На них указывается номер операции и остаток средств на счете.
Раскрыв личные данные телефонным мошенникам, клиент банка открывает им доступ к своему счету. Списание денег в этом случае не будет считаться ошибкой банка. Поэтому шансов вернуть деньги мало. Если деньги пропали, нужно уведомить об этом банк и запросить заверенную выписку со счета. Документ должны дать в отделении, где обслуживается клиент. Потом следует блокировать карту. Это можно сделать в банке или по телефону. Для возврата денег банк потребует написать заявление на имя гендиректора о том, что произошло несанкционированное списание денег.
Если карта потерялась, ее также нужно срочно блокировать. За рубежом необходимо воспользоваться телефонами бесплатных служб платежных систем. Их номера дают в банке при получении карты.
Эксперты советуют никогда никому не передавать карту. Даже в ресторане — как только карта пропала из вида, данные магнитной полосы можно скопировать. Совершая покупки в интернете, оставлять номер карты можно только в крупных сетевых магазинах. Нужно убедиться, что между компьютером и сайтом магазина установлен безопасный режим соединения SSL — в строке электронного адреса магазина должно стоять «https:» вместо «http:».
Желательно подключить услугу sms-оповещения обо всех операциях по карте. Тогда после любого изменения счета на мобильный будет приходить сообщение. Банк несет ответственность за сохранность средств клиента. И если будет установлено, что потери не стали результатом нарушения клиентом договорных отношений, то банк возместит ущерб.