Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мужская красота — не тема для разговора», —

уверен Александр ДОМОГАРОВ
17 апреля, 2002 - 00:00

«Одна из последних премьер театра им. Моссовета — ростановский «Сирано де Бержерак»! В главных ролях российские звезды: Александр Домогаров, Ольга Кабо и Сергей Виноградов», — призывно извещали афиши. Увы, аншлага в театре им. И. Франко, где проходили гастроли, не наблюдалось.

Более того, пришлось даже отменить один спектакль — не нашлось достаточного числа желающих посмотреть вариации Павла Хомского и его моссоветовской команды. Тем более, что в феврале театралы видели яркого, необычного «Сирано...» (Максима Суханова) в Вахтанговской версии Владимира Мирзоева. Два спектакля на известный еще со школы сюжет — многовато. Да и цены на билеты (VIP-места по 600 гривен) — кусачие. Поэтому не удивительно, что 11 апреля в зале было много свободных мест, а после первого акта зрителей стало и того меньше. Не зацепили фавориты сериалов Домогаров — Кабо нашу публику, проиграв по всем статьям другому дуэту: Суханов — Купченко.

Постановка Хомского получилась неимоверно скучной. Прекрасный поэтический текст актеры произносили то как патетическую декламацию, то переходили на скороговорку. Создавалось впечатление, что они попросту боятся забыть слова, и поэтому им некогда раскрывать характеры своих персонажей. Красавчика Александра Домогарова (Сирано) вовсе не портил длинный нос а ля Буратино. Однако образ поэта и дуэлянта получился плоским и одномерным. Не убедительна Ольга Кабо, сыгравшая скорее манерную красотку, а не прекрасную даму, ради любви которой слагают поэмы и совершают подвиги. Пожалуй, только коварный интриган граф де Гиш (Сергей Виноградов) получился ярким. Роль маленькая — влюбленный подлец или подлый влюбленный, как ни верти, отвратителен, однако Виноградов делает его не лишенным обаяния. А самое главное, актер абсолютно не похож на маски, которые создавал прежде (например, будучи премьером в театре у Виктюка), и этим интересен.

СИРАНО

С Александром Домогаровым мои журналистские пути-дороги пересекались трижды, и каждый раз он оказывался сложным собеседником. Четыре года назад на фестивале «Премьеры славянского кино» в Витебске Александр представлял историческую эпопею Ежи Гоффмана «Огнем и мечом», в которой он с блеском сыграл украинского полковника Войска Запорожского времен освободительной войны 1648 — 1654 гг. Ивана Богуна. Именно после этой роли к Домогарову пришла международная слава. Затем мы общались в Ялте в перерыве между съемками телесериала «Марш Турецкого», и вот новая встреча в Киеве после спектакля «Сирано де Бержерак». Опять актер много курит, держит паузу, глаза с поволокой такие же печальные. Впрочем, на этот раз у Александра есть повод грустить. По слухам, его семейная лодка вновь разбилась об рифы. Двухгодичный роман с актрисой Натальей Громушкиной, по совместительству личным менеджером, потерпел фиаско.

— В нашем «Сирано де Бержераке» сбылись две мечты, — рассказывает Александр Домогаров. — Главный режиссер театра Моссовета Павел Хомский только после премьеры признался, что еще 30 лет назад хотел поставить это произведение Ростана, но все как-то не складывалось. Я тоже надеялся сыграть роль Сирано еще будучи студентом, но воплотились на сцене наши стремления в канун 2002 года. Как считает Павел Осипович, Сирано — великая роль, которую можно совершенствовать всю жизнь, и актер может возвращаться к ней в разных возрастах. Кроме того, если говорить о трактовке, то имело большое значение, что нужно было показать де Бержерака как историческую личность, реального известного человека. Ведь практически почти все, о чем написано в пьесе, было на самом деле. Сирано действительно, с одной стороны, дуэлянт и забияка-острослов с длинным носом, а с другой — прекрасный поэт, писал интересные пьесы. Исторический факт, что Мольер украл у него сцены для пьесы «Проделки Скапена». И был красавчик Кристиан, которого убили под Аррасом. Кстати, сам Сирано был тяжело ранен в том бою, после чего вышел в отставку. Единственное, что поменял Ростан, — Роксана (ее иначе звали) несколько лет счастливо прожила в браке с Кристианом до гибели де Невильета. Мы играем вариации на тему произведения Ростана.

Когда я спросила Домогарова, не смущает ли его то, что в Москве есть три версии «Сирано де Бержерака», актер ответил: «Наоборот, даже подзадоривает! Я вовсе не претендую на истину в последней инстанции, но считаю нашу версию очень интересной».

Как считает Александр, именно на сцене шлифуется мастерство, а в кино, как правило, просто используются театральные наработки, и если идти на поводу режиссеров, то можно стать заложником одного образа. Театральный репертуар актера не так уж велик: «Мой бедный Марат», «Милый друг», «Он пришел», «Бегущие странники», «Сирано...», которые он играет в театре Моссовета, «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» и «Портрет Дориана Грея» в театре на Малой Бронной, антрепризовский «Мужской сезон», в Польше был «Макбет». Об этих работах он говорит с любовью, а когда речь заходит о сериалах, то постепенно «скисает». В домогаровском послужном списке сегодня более 30-и фильмов. В кино он начал сниматься с 1984 года, еще со студенческой скамьи. По его словам, до 35-и лет успех ускользал от него, а потом — словно лавина: масса интересных предложений в театре и кинематографе. Теперь боится всего не успеть. Можно назвать несколько лент, принесших актеру популярность, — «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Огнем и мечом», «Марш Турецкого», «Одна июньская ночь», «Гардемарины III», «Игра на вылет», «Ныряльщик», «Бандитский Петербург». Из последних работ — сериал «Соломея» и полнометражный фильм «Я — кукла».

БОГУН

Спектакль «Милый друг» по Мопассану можно назвать этапным в судьбе Домогарова. В нем он так убедителен в роли Дюруа, что на эту постановку публика ходит, чтобы увидеть именно Александра. Хотя играет актер вовсе не положительного героя. Благодаря этой работе его пригласили в фильм «Огнем и мечом». Когда менеджеры режиссера Гоффмана искали кандидата на роль Богуна, то после спектакля отправили рекламный ролик Ежи. Он посмотрел и пригласил актера на пробу.

— Одели меня в какой-то нелепый костюм и сказали прочесть текст, — вспоминает Домогаров. — Это была сцена объяснения в любви Елене, где Богун обещает пол-Украины положить к ногам красавицы. Сделали один дубль, и я уехал, подумал, что не понравился режиссеру, так как он сидел с непроницаемым лицом. Но через несколько дней меня попросили вернуться в Польшу, и я стал сниматься. На утверждение моей персоны и актрисы Изабеллы Скорупко повлиял положительный отзыв супруги Гоффмана Валентины, которая, по сути, была не только его правой рукой, но и, как считали члены съемочной команды, «серым кардиналом» фильма. К сожалению, она всего месяц не дожила до премьеры. Ежи говорил, что свой выбор в мою пользу сделал еще потому, что я хорошо фехтую и езжу на лошади. Заставил меня перекраситься в жгучего брюнета и отправил тренироваться в варшавскую школу каскадеров. Я действительно все трюки делал сам, обходясь без дублеров. Активно учил польский язык, но время поджимало, и пришлось зазубривать текст. Ежи меня нахваливал, но все равно взял другого артиста на переозвучивание. Зато пою в фильме сам. За время съемок подружился с Изабеллой. Она оказалась прекрасной партнершей: открытая, интеллигентная женщина без звездных голливудских залетов. На съемки приезжала с грудной дочерью и каждую свободную минутку проводила с ней. Кстати, после этой картины Скорупко меня сосватала в шведский боевик «Ныряльщик», где я играл русского бандита.

Очень приятные воспоминания от «Огнем и мечом» у меня остались от совместной работы с Русланой Писанкой (Ведьма). Она меня консультировала, как правильно говорить по-украински. Самые лучшие эпитеты хочу сказать в адрес Богдана Ступки. Он суперпрофессионал, и я считаю, что образ гетмана Хмельницкого актер создал очень убедительным. Жаль, что у вас в Украине приняли картину неоднозначно. По-моему, нельзя к художественному произведению подходить по меркам фундаментального исторического труда. Гоффман в процессе съемок и после выхода фильма на экран подчеркивал, что он показывает не исторические реалии, а человеческие страсти, разыгравшиеся на определенном историческом фоне. Это польско- украинский вариант «Унесенных ветром». Между прочим, когда «Огнем и мечом» демонстрировалась в Польше, то никакой обструкции я не чувствовал.

Домогаров поскромничал и не сказал, что в Польше стал почти национальным героем. Его трактовка образа Богуна — жестокого украинского воина без страха и упрека, пришлась больше по душе зрителям, нежели прекрасный рыцарь, красивый положительный герой в исполнении польского актера Жебровского. Более того, практически во всех странах, где показывалась лента, именно Александра, сыгравшего «мерзавца», носили в прямом и переносном смысле на руках, и у артиста появились поклонницы по всему миру. «Домогаровки» бомбардируют его письмами, телефонными звонками и сообщениями по Интернету. Конечно же, Александру льстит внимание, но он старается фанаток держать на расстоянии и говорит: «Смотрите наши фильмы, ходите на спектакли, а если не нравится, уходите из зала или выключайте телевизор, но не терроризируйте нас в обычной жизни».

ВАЦЛАВ

Очень дорогой для себя постановкой А. Домогаров считает спектакль «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», который сопровождается шлейфом слухов о бисексуальности не только героя, но и самого Александра.

— Если люди приходят только затем, чтобы посмотреть, бисексуал Домогаров или нет, то это говорит об их умственных способностях, — раздражается Александр. — Спектакль об Артисте с большой буквы, о его трагической судьбе. Мы взяли за основу историю о гениальном танцоре Вацлаве Нижинском. Ему многое было дано Богом, на сцене он творил чудеса, про его знаменитый прыжок, когда Вацлав словно зависал в воздухе, написаны целые тома восторженных рецензий. Но за свою гениальность танцор заплатил страшную цену — лишился разума. Я знал, что Нижинский заикался, что у него была привычка грызть большой палец. На таких незначительных деталях выстраивал роль. Когда читаешь дневники и письма Вацлава, становится ясно — его часто не понимали даже близкие — жена, дочь, а своими неадекватными поступками он шокировал людей. Лишившись сцены, он фактически становится марионеткой: еще дергается какое-то время, вроде существует, но это какое-то бредовое состояние, а потом — все, нитки рвутся, и человека... нет. Я говорю об одиночестве личности. Рядом люди, но он один-одинешенек и умирает поэтому.

Александр Домогаров много играет в спектаклях Андрея Житинкина — режиссера с нетрадиционной ориентацией, но когда его спрашивают о «голубизне», то парирует, что слишком любит женщин, да и поздно ему меняться — скоро отметит 40-летний юбилей. «Я актер и должен быть органичным в любом образе, который играю, — говорит Александр, — а что касается театрального окружения, то вне сцены каждый волен поступать как ему нравится и хочется.»

МАКБЕТ И ДРУГИЕ

Год назад Александр сыграл «Макбета» в краковском театре «Багатела».

— Многие актеры пытаются выступать на Западе, порой успешно, но, как правило, — в кино. В театре тяжелее работать, — считает Домогаров. — Не всем удается преодолеть языковой барьер. Я хорошо понимаю по- польски, но говорю с акцентом. Приходилось сначала заучивать текст пьесы, а потом работать над произношением. В «Макбете», поставленном В. Смигасевичем, у меня была замечательная партнерша актриса Данута Стенка. Ее можно назвать яркой представительницей психологического театра. Но рядом с этой великой актрисой играли, скажем так, очень посредственные особы. Каждый работал по мере своих возможностей и таланта. «Макбет» имел успех у зрителя, но, к сожалению, показанный 60 раз, спектакль закончил свое существование.

Ритм жизни актера довольно насыщенный. По словам Александра, он уже несколько лет не был в отпуске. Например, целый год ждал Анджея Вайду, чтобы сняться в его фильме «Одна июньская ночь». Работать пришлось, когда официально числился в отпуске. Понятно, что от сильных перегрузок бывают «черные полосы», депрессия. Догомаров признался, что стресс снимает традиционным способом — выпивает 250 г водки и хорошенько высыпается. А вот спортом регулярно не занимается. Только во время съемок, когда от него требуется скакать, фехтовать, стрелять, бегать и прыгать, начинает активно тренироваться. Десять лет он не становился на горные лыжи, которыми увлекался в молодости, но когда ему сказали, что надо кататься для роли, то оказалось, что ноги все помнят. Вот только мышцы болели несколько дней.

Домогаров терпеть не может двух вещей: когда его называют красавцем и расспрашивают о личной жизни.

— Эпитет «красивый» больше к женщине подходит, — говорит Александр. — Мужская красота — не тема для разговора. Мужчина может быть обаятельным или умным. По мне, Аль Пачино красавец. Хотя росточку маленького — метр с кепкой.

Актер — публичная профессия, и я устаю быть под постоянным прицелом. Мне приходилось часто играть рыцарей без страха и упрека, и почему-то многие зрительницы переносят черты этих театральных и экранных ролей в реальную жизнь. Поверьте, я не забияка и не супермен, в жизни обычный человек, а по словам близких, порой бываю довольно занудным типом.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ