Посольство России в Украине продолжило цикл вечеров, посвященных выдающимся деятелям искусства, чья жизнь и творчество связаны с нашими странами.
На прошлой неделе отмечали 130-летие со дня рождения великой певицы ХХ столетия Антонины Неждановой. Ее имя объединяет украинскую и российскую культуру.
— Антонина Васильевна родилась в селе Кривая Балка Одесской области. Петь начала с раннего детства, — напомнила присутствующим ведущая программы Вера Бондарчук. — Вначале ее ангельским голоском восхищались прихожане местной церкви, где девочка пела в хоре. В 1899 году Нежданова поступила в Московскую консерваторию, а после ее окончания была принята в труппу Большого театра. В нем она, как солистка, проработала три десятилетия. Ее партнерами были выдающиеся оперные певцы: Шаляпин и Собинов. В 1912 г. вместе с Э. Карузо и Титта Руффо Нежданова принимала участие в спектаклях Парижской оперы. Антонина Васильевна обладала удивительным тембром голоса, исключительным обаянием, виртуозно владела техникой пения, была любимицей публики.
Певица оставила яркий след в истории славянской оперной сцены, воплотив прекрасные образы из произведений Римского- Корсакова (Снегурочка, Шемаханская царица, Волхова, Царевна-Лебедь, Марфа). Незабываемыми для публики стали партии Людмилы, Татьяны, Иоланты, Джильды, Эльзы, Джульетты, Лакме. У певицы был огромный камерный репертуар славянской и зарубежной классики, исполняла несколько программ с народными песнями (с 1919 г. ее постоянным аккомпаниатором был муж — Голованов). Антонина Васильевна — одна из первых певиц, которая была удостоена звания народной артистки СССР. После завершения вокальной карьеры Нежданова работала в Московской консерватории, передавая свое мастерство ученикам.
Нынешний концерт — дань памяти знаменитой певице. Программу открыла солистка Национальной оперы Украины Лидия Забиляста, исполнив арию Эльвиры из оперы Беллини «Пуритане».
— После победы на Международном конкурсе им. П. Чайковского меня пригласили на передачу музыковеда Ольги Доброхотовой. Съемки проходили в Доме-музее А. Неждановой, — вспоминает Лидия Леонидовна Забиляста. — Это был волнительный момент — петь в квартире великой певицы, исполняя ее репертуар. После выступления директор музея провела интересную экскурсию, рассказав о жизни Антонины Васильевны, в частности, приведя вот какой факт. Однажды перед выступлением Нежданова призналась коллеге, что плохо себя чувствует. После спектакля тот заметил: «Да, нездоровье чувствовалось в вашем пении». Нежданова удивилась, ведь у нее просто болел порезанный палец. С тех пор это стало для нее наукой: никогда не делиться своим состоянием здоровья. Я тот неждановский урок запомнила на всю жизнь и тоже не откровенничаю о своем самочувствии.
Подбирая репертуар для музыкального вечера в российском посольстве, я остановилась на арии Параси из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского и двух романсах — «Ты мой покой» Шуберта и «День ли царит» Апухтина. Мне кажется, что они дают слушателям возможность представить насколько многогранным талантом обладала певица.
Продолжила вечер солистка Нацоперы Украины Мария Стефьюк, с блеском исполнившая арию Антониды из глинковской «Жизни за царя» и несколько романсов из репертуара Неждановой. После выступления Мария Юрьевна рассказала: «Когда я поступила в Киевскую консерваторию, мой педагог Захарченко дала мне пластинки с записями Неждановой. Я была потрясена ее огромным диапазоном голоса, точностью фразировки каждого слова (и это при том, что записи в то время были несовершенны). Антонина Васильевна блестяще исполняла разные партии: лирические, колоратурные, драматические. Одна из любимых опер певицы — «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Кстати, мой дебют на киевской сцене тоже состоялся в этой опере. Помогал мне подготовить партию Антониды прекрасный дирижер Стефан Турчак. С тех пор роль Антониды я полюбила за многогранность образа и фантастическую красоту глинковской музыки.
Нежданова начала постигать оперную науку в зрелом возрасте, но сумела не только наверстать время, но и во многом превзойти своих сокурсников по консерватории. Поражает, насколько обширный, сложный и интересный у нее был репертуар. Когда я просмотрела список, даже растерялась, не зная что же выбрать для этой программы. Я исполнила романсы «Не пой, красавица, при мне», «Зачем тебя я, милый мой, узнала», «Нет, не люблю я вас», т. к. эти произведения мне нравятся, они близки по духу».
Российский посол Виктор Черномырдин поблагодарил оперных прим за прекрасное пение, заметив, что это был вечер трех юбилярш, т. к. Нежданова, Забиляста и Стефьюк отмечали круглые даты в этом году. Виктор Степанович пообещал гостям, что музыкальные вечера они будут проводить впредь, приглашая на них коллег- дипломатов и ведущих деятелей культуры Украины и России.