Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На горе — фамильный склеп, а в болоте — царское сокровище!

За селом Серхов Маневичского района есть загадочное место
26 июля, 2011 - 20:02

Его называют Паниной горой. Здесь когда-то было панское имение, но сохранился лишь фамильный склеп Софии Дунин-Вольской. А еще, говорят, где-то в серховских болотах закопана царская казна. «Черные археологи» уже давно заинтересовались этой местностью...

Генерал хотел построить санаторий. Вместе с сельским головой Петром Гузарем по лесной дороге едем к Паниной горе. Сюда можно добраться на автомобиле только в сухую погоду. Дальше пешком поднимаемся на холм. На самой высокой точке — бетонный куб фамильного склепа.

— Серховские старожилы рассказывали, что отставной царский генерал Дунин-Вольский с женой Софией переехали сюда из Варшавы в 1930-е годы, — рассказывает сельский голова. — Им очень понравились эти места, а на берегу озера, которое с тех пор называют Паниным, генерал даже планировал построить курорт, ведь жена была врачом. С ними жила их дочь. Во время родов она и ребеночек умерли. Их не хоронили на нашем сельском кладбище, а здесь на горе около имения построили склеп. Сначала в нем было два гроба — панская дочка и внучка.

Когда началась Вторая мировая война, то генерал пошел воевать в составе Войска польского и куда-то пропал. В Серхов он уже не вернулся. Старожилы еще помнят, как в годы войны пани София лечила серховчан, советских партизан и украинских повстанцев. Алексей Федоров даже упоминал о ней в своей книге «Последняя зима». Пани Дунин-Вольская пережила войну. Крестьяне ей помогали, а когда умерла, то похоронили в фамильном склепе.

— На постаменте стояло три гроба: внучки, дочки и старой пани, которая намного их пережила, — продолжает Петр Гузарь. — Склеп не был закрыт, и лазили сюда разные сумасшедшие, искавшие золото. Все перевернули, кости разбросали. Поэтому вход пришлось замуровать. Чтобы не тревожили покойников.

Мы искали на Паниной горе остатки имения, но, к величайшему сожалению, так ничего и не нашли, даже фундамента не видно, только кое-где просматриваются кирпичи. И стоит посреди серховского леса только фамильный панский склеп. Вокруг разрослась акация. Говорят, что все имение было обсажено этими деревьями. Очевидно, пани София любила цветы акации.

Петр Гузарь рассказал еще одну местную легенду, которая в окружающих селах передается из поколения в поколение уже почти сто лет. В конце Первой мировой войны в эти края каким-то образом попал конный обоз с царской казной, якобы убегали они от революции. Очутился обоз меж двух болот. Но неожиданно началось наступление австрийцев, и солдаты закопали в болоте у дороги около Серхова царское золото и почти все погибли. Уцелело лишь несколько человек, которые точно помнили место.

— В нашем селе несколько лет назад умер дед, в годы войны попавший в Казахстан в госпиталь, — рассказывает Петр Иванович. — Как-то в палате с ним разговорился другой раненый. А когда узнал, что тот с Волыни, то сказал такую фразу: «Если бы мне попасть в Серхов, то я знаю, где спрятана царская казна». Но так и не признался, где именно это сокровище.

Может это и сказка, но она привлекательна для золотоискателей и романтиков. Говорят, что местные жители искали и неоднократно, но... Так что царское сокровище еще где-то, возможно, лежит в волынских болотах.

Кость ГАРБАРЧУК, Волынская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ