Созданный в 1994 году как вневедомственный, независимый и от Кабмина, и от Верховной Рады орган, Нацсовет был призван урегулировать огромное количество проблем в украинском телерадиопространстве, не имевших до того никаких прецедентов решения. Нет сомнений, что за эти четыре года в эфире Украины настал какой-никакой, но все-таки порядок, подчеркнул председатель Нацсовета Виктор Петренко. Выдано около 900 лицензий на право вещания, разработан и принят ряд основных нормативных документов о работе в эфире, гораздо меньше стало телепиратства, жестокости и порнографии.
Виктор Петренко признался, что вневедомственность и независимость Нацсовета не отменили колоссального давления на него со всех сторон: структур исполнительной власти, в частности Верховной Рады, Министерства информации и отдельных телекомпаний, чьи интересы лоббируют те или иные политико-финансовые группы. Бывали случаи,утверждал Петренко, когда на заседания Нацсовета приходили отдельные депутаты и стучали кулаками по столу, грозя разогнать Нацсовет. А об отношениях с исполнительной властью говорит тот факт, что долгое время Нацсовет попросту не финансировался из бюджета, его пять раз переселяли и уже несколько месяцев отключены телефоны...
Наиболее острые и резонансные решения Нацсовет принял, выдав лицензии на вещание на национальных телеканалах (той же «1+1», к примеру), нарушив тем самым мораторий Верховной Рады (подтверждаемый трижды!) на подобное лицензирование. Вот и на пресс-конференции вопрос корреспондента «Дня» о правомочности такого нарушения вызвал наиболее бурную реакцию членов Нацсовета.
Иван Мащенко, член Нацсовета: «Для чего был принят мораторий? Его лоббисты рассчитывали успеть протащить в ВР закон о так называемом «общественном телевидении», по которому в это будущее ЗАО «ГУРТ» передавались бы мощности 2-го и 3-го каналов. Но не выдать лицензии на национальные каналы означало их «заморозить» и лишить финансирования концерн РРТ, который и так бастовал тогда из-за невыплат. Следование мораторию означало разрушение украинского эфира».
Тем не менее были у Нацсовета и ошибки, признал Виктор Петренко. И надо думать, если отчет перед журналистами прошел гладко, то при отчете в ВР Нацсовету наверняка припомнят все мало-мальски сложные решения, особенно затрагивающие те или иные интересы.
Виктор Михайлович добавил, что в 1999 году истекает время действия части лицензий, и этим готовы воспользоваться некоторые политики для очередного передела телепространства Украины. В комитете по свободе слова и информации ВР уже лежит список из 28 человек, жаждущих войти в состав будущего Нацсовета. Кстати, отчет Нацсовета перед ВР переносится уже в который раз — очевидно, разные ветви власти пока не пришли к консенсусу: кого же они согласны видеть среди его членов.