«Челюскин» поднимут?
Участники археологической подводной экспедиции в Чукотском море нашли легендарный пароход. «Поиск судна проводился с помощью подводного буксируемого гидролокатора и судового эхолота. После того, как приборы обнаружили на дне объект, к работе подключились водолазы. Они совершили пять погружений на глубину до 49 метров для окончательной идентификации объекта», — говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте администрации Чукотского автономного округа.
Экспедиция «Челюскин-70» по поиску затонувшего корабля организована Русским подводным музеем. В ее составе — 40 человек, половина из которых — ученые-гидрографы и водолазы из России, Сингапура и Швеции, а также журналисты, сообщает gzt.ru. Попытки отыскать «Челюскин» предпринимались еще при советской власти. В 1974 ом и 1979 годах экспедиции не смогли обнаружить судно, а в сентябре 1989 года затонувший «Челюскин» нашел член Географического общества США Сергей Мельникофф на гидрографическом судне «Дмитрий Лаптев». А участникам нынешнего поиска удалось сделать видеосъемку судна и поднять со дна два его фрагмента. Их фото и пробы металла будут отправлены в Копенгаген, в судостроительную компанию «Бурмейстер и Вейн», где был сделан корабль.
«Челюскин» вышел 12 июля 1933 года из ленинградского порта и взял курс на Владивосток. Он должен был доказать возможность доставки грузов Северным морским путем за одну летнюю навигацию. Из Мурманска этот, не приспособленный ко льдам, корабль вышел в конце августа. В ноябре он вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось чуть больше километра, когда в проливе началось встречное движение льдов, и «Челюскин» был вынесен обратно в Чукотское море. Судно зажало льдами, и оно оставалось в них несколько месяцев, пока в феврале 1934 года ледяные массивы не раздавили пароход.
На легендарном судне было 112 человек: экипаж, члены научной экспедиции, а также строители, направлявшиеся на остров Врангеля. Единственным погибшим был завхоз Борис Могилевич, замешкавшийся на палубе при эвакуации. Пароход, вместе с ним, ушел на дно. Остальные высадились на льдину при штормовом ветре и 30-градусном морозе. Из кирпичей и досок построили барак для женщин. Жили в палатках, соорудили нечто вроде пекарни и даже выпускали стенгазету «Не сдаемся!». Челюскинцы продержались в таком лагере с 13 февраля по 13 апреля.
На следующий день после гибели корабля моряки получили правительственную радиограмму о том, что началась спасательная операция. Как только позволила погода, на Чукотку вылетели три самолета из Хабаровска, пять — с мыса Олюторского и два — с Аляски. Однако первый самолет смог сесть на льдину только пятого марта и вывез женщин с детьми. Ночью льдину разломило, и трещина прошла через жилой барак. Один из самолетов спасателей потерпел аварию, но в лагере об этом не знали.
Массовая эвакуация людей началась в апреле. Всего летчики совершили 24 рейса. В честь челюскинцев устроили прием в Кремле. Все они были награждены орденами, а семь летчиков — стали первыми героями Советского Союза. В тот же год ледорез «Федор Литке» в течение одной навигации совершил безаварийный переход из Владивостока в Мурманск.
Президент Российской ассоциации полярников, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров считает, что в перспективе «Челюскин» надо поднять. «Такое решение могло бы стать серьезным патриотическим шагом, — сказал он Интерфаксу. — Нам не следует забывать свою историю. А «Челюскин» был одним из ее важных моментов». Впрочем, поднятые со дна фрагменты, станут музейными экспонатами лишь после проведения экспертизы. Галина АНТОНОВА.
Экологические программы
Владелец компании Virgin миллиардер Ричард Брэнсон заявил, что собирается выделить три миллиарда долларов на проведение кампаний по борьбе с глобальным потеплением, сообщает Reuters. Сумма будет предоставляться частями на протяжении десяти лет. Планируется, что средства на экологические программы Брэнсон будет перечислять из прибылей транспортного подразделения своего холдинга. Напомним, что Ричард Брэнсон уже небезуспешно участвует в программе создания частной космонавтики и развития космического туризма на ее базе.