Так и хочется сказать: с миру по нитке — голому сорочка. Хотя на самом деле — нет, потому что не о нищем идет речь, а об открытии нового экспозиционного зала, и он — в погребе.
А предыстория создания выставочной площади такая...
В июле работники музея им. И. Франко попросили всех небезразличных передать для новой экспозиции вещи периода жизни Ивана Франко (1856—1916) или по крайней мере «австрийских» или «польских» времен начала ХХ века, и это должны были быть стеллажи (полки), бутыли для вина и настоек, плетеные корзины для хранения овощей и фруктов, также — садово-хозяйственный инвентарь, деревянные ящики для угля и дров, керосиновая лампа, кадки, корыта, клетка для кролей, доска для ручной стирки, столярный инструмент, сани.
Почему именно такой ассортимент интересовал музейщиков?
«Для нас Музей Франко — это прежде всего Дом Франко, семейная вилла, где он проживал со своей семьей, — рассказывает директор учреждения Богдан ТИХОЛОЗ. — И мы очень хотим, чтобы наши посетители почувствовали атмосферу этой усадьбы, а атмосфера создается, в частности, и с помощью языка вещей, а эти вещи должны быть в идеале мемориальными, то есть теми, которыми пользовалась семья писателя. Но не всегда есть такая возможность. Когда не все сохранилось с тех времен, мы ищем вещи из той эпохи, аутентичные. Их, может быть, не касалась рука Ивана Франко, но они помнят эпоху Ивана Франко. И есть наши друзья-приверженцы, которые помогают комплектовать такие экспозиции».
«ДОМ ФРАНКО — ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ТОЧЕК НА КАРТЕ ГАЛИЦКОЙ КУЛИНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Дом без кухни — это не дом. Поэтому первым шагом в заполнении этих пробелов в мемориальной экспозиции стало воссоздание Франковской кухни. Помещение ее сохранилось, и до недавнего времени там не было экспозиции. «Речь идет не столько о пище, сколько о кулинарной культуре, — отмечает Богдан Тихолоз. — И Дом Франко — одна из важных точек на карте галицкой кулинарной культуры, а не только литературы. Потому что это дом, где традиции надднепрянской и слободской кухни принесла с собой жена Ивана Франко — Ольга. Сам Франко принес из родительского дома традиции бойковской кухни. Также здесь были традиции львовской мультикультурной кухни. В конечном итоге невестка Франко, Ольга Франко (из Билевичей), жена первого директора Музея Франко — Петра, — одна из главных представительниц галицкой кулинарной традиции и ее практическая кухня — это библия галицкой кулинарии».
Когда кухня была возобновлена, работники музея инициировали восстановление погреба Дома Франко, тем более что уже были в коллекции бытовые вещи, которые предоставила семья Франко, а их традиционно держали в погребе. Речь идет, например, о спортивном инвентаре (а известно, что сыновья Франко, Тарас и Петр, были основателями организованного спорта в Галичине) — лыжи, теннисные ракетки, футбольные бутсы, гимнастическая булава, спортивный лук Петра Франко.
«СЕГОДНЯ БЫЛ ФРАНКО. ОН ВООБЩЕ ТЕПЕРЬ ЧАСТО ПРИХОДИТ. А ЕГО КРОЛИКИ — ЕЩЕ ЧАЩЕ»
«Мы знаем, что Франко был достаточно хорошим хозяином, — рассказывает Богдан Сергеевич. — Не всегда ему хватало времени для того, чтобы заниматься садом или домом. Но он вместе с сыновьями, вместе с дочкой, вместе с женой пытался держать усадьбу в порядке. Знаем, что пани Франко имела разные стеклянные банки, где держала джемы-конфитюры-вина-настойки, также — всякий-разный инвентарь для уборки. Когда основывали музей, все это выбросили, потому что не считали ценным. Но теперь видим, что есть интерес к этой теме, и хотим возрождать эти традиции, потому и решили на нашем научно-методическом совете воссоздать погребок Дома Франко».
Известно, что семья Франко держала в погребе кролей и кур, потому что он был большим любителем природы и своих детей воспитывал в таком духе. Поэтому, по словам Богдана Тихолоза, у них дома всегда была какая-то живность — в отличие от профессора Грушевского, с которым Франко соседствовал: «Не только собаки Ивана Франко мешали своим лаем соседу, но и кролики, которые любили полакомиться в саду Грушевских. Я нашел в дневнике Грушевского такой фрагмент: «Сегодня был Франко. Он вообще теперь часто приходит. А его кролики — еще чаще. Поели все мальвы».
Кролей теперь в погребе не будут держать, потому что это — большая ответственность, но о них будут рассказывать. А заполнят погреб некоторыми вещами, которые принесли добрые люди: «Мы бросили клич в печати и соцсетях, попросив хороших хозяев и хозяек, которые наводят порядок в своих погребах, посмотреть, что там сохранилось с тех, франковских времен».
Нельзя сказать, что так много людей заявило о своем желании заняться «благотворительностью», но среди этих дарителей, по словам Богдана Тихолоза, — небезызвестные личности, которые просили не разглашать их имена. К слову: все принесенное исследовалось на подлинность, а приносили в музей корзины для хранения картофеля, лука и других овощей, ящики для картошки, грабли, сапы, серпы, стеклянные банки, бутыли, сита, ножницы. Много чего принесли. К сожалению, сейчас нет саней начала ХХ века. Хотя, возможно, еще и «найдутся».
«ФРАНКО УМЕЛ СОХРАНИТЬ БАЛАНС МЕЖДУ ВЫСОКИМИ ТВОРЧЕСКИМИ ПОРЫВАМИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ»
«В действительности мы не планируем показывать все, что нам принесут. Мы хотим создать экспозицию. О чем она будет рассказывать? О Франко-хозяине, Франко-домовладельце, о Франко, который заботился о благосостоянии своей семьи, — говорит директор музея. — Он не был суперзажиточным, но он был сыном хорошего, состоятельного сельского хозяина, который унаследовал от отца эту жилку. И потому он посадил около дома ягодные кустарники, фруктовые деревья, он думал о том, как в этом доме обеспечить надлежащий уровень комфорта. О чем это свидетельствует? О том, что это был человек, который не только летал в облаках и думал о творчестве. Так не было. Франко умел сохранить баланс между высокими творческими порывами и практической жизнью».
Богдан Тихолоз в который раз отмечает, что посетителей очень интересуют именно такие аспекты: «Когда они узнают, что Франко был владельцем этой виллы, что он ее построил, очень непросто отдавал за нее кредит и не все у него было идеально, но они видят, что этот дом — достаточно комфортный и по состоянию на сегодняшний день, что здесь жили полноценной хозяйской жизнью, то часто говорят: «А мы думали, что Франко был бедным, голодал, нищенствовал и являлся примером жизненного лузера...». Это не так! Да, был период, когда Франко болел, не владел руками, когда жена его была на лечении, сыновья — на войне. Это был очень сложный, и в хозяйственном плане тоже, период. Но не одним этим временем характеризуется жизнь семьи Франко. Да и вообще тот стереотип, что украинские писатели — это люди, абсолютно не пригодные к реальной жизни, неправильно. Поэтому хотим показать теплый, светлый, родной, понятный образ Франко. А уже потом будем говорить о «Моисее» и других аспектах его жизни».