Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не соблазнить, но влюбиться

В Театре им. Леси Украинки состоялась премьера спектакля по пьесе Анатолия Крыма «Завещание целомудренного бабника» в постановке Виталия Малахова
5 июля, 2006 - 20:18

Дон Жуаны продолжают свое победное шествие по театрам Киева. Правда, в двух последних постановках о великом испанском любовнике (в Театре на Левом берегу Днепра и в Театре русской драмы), идальго попал под гильотину дегероизации. В спектакле Макса Михайличенко «Соблазнить, но не влюбиться» по пьесе Эдварда Радзинского Дон Жуаном и вовсе становится слуга Лепорелло. У Анатолия Крыма и Виталия Малахова все еще серьезнее. Драматург, а следовательно, и режиссер жестоко лишают Дон Жуана его легендарного достоинства... «В детстве, когда мне было от роду два года, кормилица уронила меня в студеный ручей... природа отняла одну вещь... быть возлюбленным, супругом, быть отцом», — промолвит на исповеди Дон Жуан, провозглашая тем самым приговор мечте всех женщин. На заднике сцены — возле самых облаков вдруг вяло опустится развивающийся флаг (сценография Сергея Шевцова). Верхний план этой метафоры чуть пошловат, хотя и смешон до одури. В ней есть что-то более глубокое. Умирает Дон Жуан, уходит легенда...

Дон Жуан в исполнении Николая Рушковского утончен, благороден и харизматичен. В нем чувствуется высокое происхождение, острота ума. Взгляд решительный и азартный, словом, вызывающе молодой взгляд покорителя женских сердец. Это при том, что герою до конца жизни осталось всего несколько часов, и для Дон Жуана последним женским ложем станет ложе смерти.

Слуга Дон Жуана очень переживает. Это естественно, ведь предстоит еще выяснить, что хозяин завещает своему верному Лепорелло. Словно по законам оперетты, комическим отражением Дон Жуана является его слуга.

Лепорелло (Сергей Озиряный) — обаятельный, косящий под простачка хитрец. И, кто знает, быть может, все его красноречивые размышления о наследстве — не более чем маска, за которой скрываются слезы. Лепорелло тоже любимец женщин, кажется, он и сам себя считает донжуаном служанок. Но если для слуги важнее физическое проявление любви, то для хозяина — духовное. Чародей Дон Жуан дарил женщинам крылья, чтобы они могли взлететь над бытом и суетой. Что для этого было нужно? Любовь. А ведь это самое сложное...

Монах Джакомо (Ахтем Сейтаблаев), пришедший исповедовать великого грешника, оказывается пылко влюбленным в свою прихожанку. Сцена исповеди превращается в словесную дуэль, в которой победу одерживает Дон Жуан, увидевший в мальчишеских глазах знакомую искру страсти, а значит и жизни. Ведь не случайно этот молодой монах был единственным, кто согласился прийти к Дон Жуану, не побоявшись подцепить «заразу прелюбодеяния». Пышный камзол Дон Жуана (костюмы Екатерины Корнейчук) преобразил Джакомо настолько, что Дон Жуан увидел в нем, как в зеркале, отражение своей молодости, свое продолжение. Ведь у него никогда не было детей. Стоп! А кем же ему тогда приходится Анна — дочь той самой легендарной Донны Анны, единственной женщины, которую не смог позабыть Дон Жуан? Впрочем, чтобы распутать эту головоломку, следует посмотреть спектакль...

Очень символично, что Донну Анну-младшую играет Наталья Доля, а в спектакле «Каменный властелин» Леси Украинки в постановке Михаила Резниковича именно она исполняет роль роковой возлюбленной Дон Жуана. Свою новую героиню актриса создает ничуть не похожей на властолюбивую «маму». Выросшая в холодных монастырских стенах, Анна, впрочем, полна жизни и желания любить. Она очень напоминает мальчишку-сорванца, и в тоже время женственна и красива. Но карма есть карма. И если Донна Анна-старшая полюбила Дон Жуана, то ее дочь по уши влюбилась в Казанову... Флаг снова гордо заколышется в воздухе — ветер любви надувает паруса...

P.S. На афише указан жанр спектакля — комедия. Но, если быть точнее и судить создателей спектакля по законам, которые они сами для себя создали, я бы обозначила это действо, как «высокохудожественный стеб».

Ирина ВРАТАРЕВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ