В экспозиции можно увидеть 19 удивительных работ звезды стекольного дела мирового уровня, выполненных из оптического стекла. Они завораживают и окунают в космическую атмосферу, пробуждая воображение и интерес зрителей. Каждое произведение — это часть Вселенной, и каждое имеет свое название: «Звезда», «Сердце кометы», «Екзопланета», «Посол Вселенной», «Цветок Вселенной». Это небольшая часть творческой наработки художника, который является автором свыше восьмидесяти персональных выставок во Франции и за ее пределами.
Наибольшая серия произведений — «Небесные цветы». Интересно, что одну из таких работ автор собственноручно установил на Южном полюсе! В этот раз посетители столичного музея впервые имеют возможность увидеть небесные цветы в стекле такими, какими создала их фантазия художника.
БЕСКОНЕЧНАЯ ИГРА
— Ян Зоричак — выходец из чехословацкой классической школы с самыми богатыми традициями стекольного производства в мире, — рассказывает Михаил БОКОТЕЙ, один из кураторов выставочного проекта, директор Музея стекла во Львове. — Словак по происхождению, он получил образование в Чехословакии, а работать переехал во Францию. Традиции чехословацкой школы художник усовершенствовал технологиями французской школы — утонченной, деликатной, создав собственный стиль.
Выставочные произведения художника ярко это иллюстрируют. Например, увидеть удивительную игру граней оптического стекла можно в работах «Оптический куб» и «Энергия II». Как объясняет куратор выставки, эти стеклянные объекты не подвергались никакому вмешательству горячих технологий и характерны для чехословацкой школы.
На первый взгляд, «Оптический куб» — это обычный кубик оптического стекла, прозрачный и чистый, как будто слеза. Но если внимательно присмотреться и взглянуть на него, меняя угол зрения, можно увидеть настоящее цветное шоу. Ведь сверху — куб фиолетовый. А если присесть около него на корточки и медленно подниматься, цвет становится оранжевым, потом красным, а в конце — насыщенным фиолетовым.
Оказывается, секрет в том, что художник искусно использует свойства стекла — прозрачность и рефлексию, разместив снизу фиолетовую пластинку.
СТЕКЛО ИЗНУТРИ
Для широкой общественности стеклянные «спецэффекты» являются настоящим открытием, ведь мы больше привыкли к тому, что оптическое стекло — это очки, телескопы и другие приборы, а вовсе не художественные произведения. Интересно также, что стекло чуть ли не единственный материал, позволяющий заглянуть внутрь творческого объекта. Поэтому, пользуясь таким свойством, автор «Небесных цветов» проработал технологию, где отдельные элементы в холодном состоянии красит стеклянными цветными красителями, золотом или серебром, а впоследствии заливает их в формах расплавленным оптическим стеклом.
— В техниках художественного стекла момент непредсказуемости очень ощутим, — раскрывает секреты директор Музея стекла во Львове, где дважды с аншлагом проходили выставки работ выдающегося стекольного мастера. Художник в будущее произведение закладывает 30-50% своего замысла. А вот что получится в итоге — никогда неизвестно. В термическом формировании, особенно в той технологии, в которой работает Ян Зоричак, есть также достаточно большая доля экспромта. Даже когда объект находится в горячей форме, его можно открыть и еще осуществлять какие-то изменения. Но для этого необходимо особое мастерство, — акцентирует внимание специалист.
СКРОМНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Таким талантом и владеет Ян Зоричак, чье имя включено во все хрестоматийные издания по истории современного художественного стекла, а самые почтенные музейные институции считают честью экспонировать произведения художника. Авторские работы художника входят в важнейшие коллекции художественного стекла: Музей декоративного искусства (Лувр, Франция), Музей стекла в Корнинге, Музей стекла Толедо (США), Музей стекла Эбельтофт (Дания), Музей стекла Фрауэнау (Германия), Музей стекла во Львове и другие.
Важно отметить, что Ян Зоричак — один из пионеров международного движения студийного стекла и первых его последователей в Европе. Благодаря ему и его коллегам из разных стран мира, объединенных движением, в современном искусстве появилось новое понятие изобразительного стекла, а профессии мастер гутного стекла и дизайнера объединились в одну — профессию художника, автора художественного произведения на уровне скульптора или живописца.
Однако в Википедии никакой информации о Яне Зоричаке не найти. Потому что, невзирая на громкие титулы и общее признание, мастер стекольного дела мирового уровня не пользуется ни мобильным телефоном, ни Интернетом...
— Контакт с ним граничит с невозможностью, — говорит Михаил Бокотей. — Это человек почтенного возраста, очень скромный с мегапозитивной энергией. Каждая встреча с ним очень запоминается. Переехав во Францию, Ян Зоричак приобрел имение на горе, у большого озера, на границе Франции и Швейцарии. Там обустроил большую мастерскую...
Невзирая на свой возраст, стеклянные объекты, каждый из которых весит килограммов тридцать (!), автор выполняет сам, а для этого нужно иметь просто фантастическую силу.
В отличие от других художников, Ян Зоричак не имеет никаких секретов, охотно делится своими технологиями и все время экспериментирует. И в этом году, побывав на симпозиуме гутного стекла во Львове, решил забрать с собой весь «неликвид», который остался от работы гутников в мастерской (обрезки материалов), отметив, что собирается из этого мусора сделать художественное произведение и подарить Львову. Хотя эти материалы не являются оптическим стеклом, с которым он обычно работает.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ — КОСМИЧЕСКИЕ!
В Украине художники почти не работают с оптическим стеклом, отмечают специалисты. Разве что используют отдельные элементы этого искусства. Поэтому столичная выставка словацко-французского художника производит незаурядное впечатление на посетителей.
— Выставка очень интересная, автор — абсолютно гениальный стекольщик. Он в совершенстве знает стекло изнутри и блестяще пользуется технологией. Ведь сварить цветное стекло, так его отшлифовать и отполировывать — это очень сложно. А главное, что в процессе работы художник представляет себе, как отполированные грани будут работать», — делится впечатлениями известный киевский художник Александр МИЛОВЗОРОВ.
Сергей Шульженко, который много лет сам работал в стеклянной отрасли, хорошо знает работы сотрудников Киевского завода художественного стекла и объединения «Радуга», тоже признает, что никогда не видел такого чуда, выполненного из оптического стекла. «Это просто фантастические работы, действительно космические, каждая из которых имеет непревзойденную форму и наполнена загадочным содержанием», — отмечает он.
Выставка продлится в музее до 10 марта.