Когда жительница села Великий Жолудск Владимирецкого района Людмила Бондар родила мальчика, медики поставили неутешительный диагноз — их ребенок обречен на инвалидность, потому что имеет серьезную патологию внутренних органов. Родители не захотели этому поверить и стали искать выход. Им подсказали: мальчика можно прооперировать в Германии, только нужно 25 тысяч евро. Где обычной сельской семье взять такие огромные деньги, чтобы спасти ребенка? Но Бондари стучали во все двери.
Женщина рассказывает, что роды были тяжелыми. Ребенок родился с определенными отклонениями. Младенца сразу отправили на обследование в Ровно. Впоследствии родители с ребенком поехали на консультацию в киевскую детскую больницу «Охматдет». Столичные медики посоветовали первую операцию делать в семь-восемь месяцев, но они никаких гарантий не давали.
В Ровно Людмиле Бондар один врач подсказал, что двух деток из Березновского района, с таким как у их сыночка диагнозом, прооперировали в Германии. Больше всего Бондарям помог учитель и переводчик из Березного Василий Иванович Жилинский. О беде полесской семьи он рассказал известному немецкому благотворителю Марианне Рихтер. Эта женщина — почетная гражданка города Березного и уже много лет заботится их полесским районом. Госпожа Рихтер согласилась помочь. В Германию отправили снимки Назарчика и сразу пришел ответ, что мальчика нужно срочно оперировать, иначе будет поздно. Сначала предупредили, что операция будет стоить 25 тысяч евро, а впоследствии сообщили, что нужно 15 тысяч евро.
— Это также огромные деньги. Где же их взять? — продолжает женщина, вытирая слезы. — Стали собирать деньги. Мы искренне благодарны нашим односельчанам. Крестная мать нашего сыночка обошла всех людей в селе, и никто не отказал в помощи. В нашем и в соседнем Малом Жолудске насобирали почти 10 тысяч гривен. Очень нам помог наш местный предприниматель Петр Иванович Максимчук. А когда старшая дочь Яна из школы принесла деньги, которые собрали ее одноклассники и другие дети, я расплакалась, — всхлипывает и сейчас женщина. — Какие у нас искренние и милосердные люди!
Отец Иван Бондар ежедневно ездил в Ровно, заходил в разные организации, банки и фирмы и просил деньги на операцию сына. Мужчина говорит, что по-разному люди воспринимают, одни выслушают и посочувствуют, другие сразу выгоняют: «Ходят здесь всякие», третьи молча дают деньги. Всякое случалось.
— Как-то проходил весь день, — вспоминает мужчина, — страшно устал, нигде не дали ни одной копейки. Зашел еще в один офис и усталый присел на скамью. Подошел ко мне охранник и спросил, чего я здесь сижу. Стал ему рассказывать о своей беде. Он молча выслушал и попросил подождать несколько минут. Вернулся, принес мне Евангелие и 50 гривен. Простой охранник. Мой опыт подсказывает — бедные люди намного лучше и искреннее.
— Однажды Иван приехал из Ровно и говорит: «Все, больше не к кому идти», — продолжает Людмила, — мы тогда продали корову. Больше уже ничего не осталось. Еще одолжили денег, а коня, и даже поросят отдали в залог. Как-то же нужно было жить и после операции. Всем миром насобирали только 5 тысяч евро. Немцы уж и за такую сумму согласились оперировать. Их больше всего интересовало, почему наша власть не может нам помочь? Они никак не могли этого понять.
Немецкая благотворительница Марианне Рихтер помогла с визой и всеми документами, даже прислала билет на самолет в Мюнхен.
— Я не могу рассказать, какие немцы искренние, — вспоминает женщина. — Постоянно приходили в больницу какие-то чужие люди, но настолько небезразличные. Приносили гостинцы, давали деньги 10—20 евро. А какое чуткое отношение медицинского персонала, они говорили: «Украина, Назар». К нам даже никого в палату не подселили. Операцию в мюнхенской детской клинике делал знаменитый профессор Дитц, который заверил, что в десять лет наш сынок будет полностью здоров.
О маленьком украинце Назаре Бондаре рассказала их местная газета. Когда понадобились средства на вторую операцию, то деньги собирали немецкие детки, которые во время Рождественских праздников ходили колядовать.
Госпожа Рихтер гостевала у Бондарей в селе Великий Жолудск. И сделала им подарок: «Я узнала, что вы перед поездкой в Германию продали из своего хозяйства даже корову. Хорошо знаю, что в украинском селе она кормилица, без нее трудно. Поэтому хочу подарить вам корову».
— Сколько этот человек сделал нам добра, — говорит пани Людмила, — Госпожа Рихтер живет со своим мужем в небольшом домике за 220 километров от Мюнхена. Они не какие-то там богачи или миллионеры.
Во время нашего разговора маленький подвижный мальчик играл на полу со своей сестренкой Яной. Он громко и беззаботно смеялся. Подбегал и просился на руки то к маме, то к папе. Назарчик еще даже не догадывается, сколько пришлось пережить его родителям, чтобы он смог бегать.