***
Даже в среде требовательных и не щедрых на похвалы коллег
Лидия Бычкова признана обладательницей уникального по тембру сопрано и
высочайшего вокального мастерства. Лидия Ивановна учитывает все тонкости
поведения на сцене. Она предельно точно знает, как должны себя вести ее
героини, жившие и в России онегинской поры, и в Испании эпохи Дон Жуана,
и в придунайском селе времен запорожских казаков, и в Древней Руси, и еще,
еще, еще... Точность стиля, меткость сценического рисунка роли — необходимые
условия для певицы. Столь же безошибочны и ее «попадания» в музыкальную
стилистику исполняемых партий. Ее Моцарт не похож на Бородина, звукоизвлечение
в операх Чайковского отличается от вердиевской, итальянской подачи звука.
Откуда приходит такая осведомленность? Наверное, это опыт в сочетании с
тем, что можно было бы назвать мудростью художника, природным артистизмом.
Если Бычкова сталкивается даже с неизвестным ей ранее произведением любой
эпохи и стиля, она все равно может сразу же часами рассказывать вам о том,
как и что нужно здесь петь. Правда, в течение некоторого времени певица
занималась педагогической деятельностью. Но этот ее дар еще явно не раскрыт
в полной мере.
***
Она с гордостью говорит, что воспитывалась на Моцарте.
И действительно, одной из первых ее партий, подготовленных и спетых еще
в Москве, была Графиня в моцартовской «Свадьбе Фигаро». А одной из недавних
работ на киевской сцене стала Донна Эльвира в «Дон Жуане». Этот образ трактуется
певицей несколько гротескно, но уже в первой выходной арии возникает ощущение,
что перед нами — сильная и сложная натура, страдающая женщина, которой
будет суждено пройти через множество испытаний, но до самого конца сохранить
свою роковую привязанность к Дон Жуану.
Бычкову можно назвать лучшей Ярославной на киевской сцене
(«Князь Игорь» А. Бородина). А это одна из самых сложных партий в русском
оперном репертуаре для сопрано. В числе других ее партий — Леонора в «Трубадуре»
Верди, Домна Сабурова в «Царской невесте» и, конечно, колоритная Одарка
в «Запорожце за Дунаем» Гулака- Артемовского.
***
Перечисление произведений из репертуара Лидии Бычковой,
наверное, заняло бы целую брошюру. Из произведений камерного репертуара
ей наиболее близки русские классические романсы, австро-немецкие песни
и итальянские арии и концерты. Этот перечень не случаен. У нас, кстати,
отсутствуют традиции исполнения Брамса, Вольфа, Рихарда Штрауса и других
австрийских и немецких композиторов. Но Бычковой всегда удается их исполнять
строго в стиле и на языке оригинала. Немало поет она и духовной музыки.
И, разумеется, всегда в центре ее внимания — произведения русских и украинских
композиторов. Такая широта охвата позволяет составлять гармоничные и разнообразные
концертные программы.
***
Сейчас Лидия Бычкова находится в гастрольном турне по городам
США. Она как солистка принимает участие в концертах Киевского симфонического
хора и оркестра под управлением американского дирижера Роджера Мак Меррина.
Хотя Бычкова пела во многих странах мира, она всегда много и охотно выступает
перед киевской аудиторией, как в театре, так и в концертах. Часто ей доводится
принимать участие и в исполнении произведений кантатно- ораториального
жанра.
Помимо всего уже спетого, у Лидии Бычковой есть и немалый
потенциал — множество оперных партий уже подготовленных, но еще не спетых
на сцене. Среди них и Тоска, Сантуцца в «Сельской чести», и Мария в «Мазепе»...
Хочется надеяться, что талант певицы будет востребован не только за океаном,
но и в родных пенатах.