Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нежные ландышевые трудодни

18 мая, 1999 - 00:00

Город затопила очередная волна дурманящих запахов весны: после подснежников и сирени пришла очередь ландышей. В подземных переходах, у метро, на вокзалах — везде стоят продавцы с бело-зелеными букетиками. И если с утра они более-менее уверенно называют стандартную цену — «гривня» за 25-30 стебельков, то к вечеру жалостливо упрашивают бегущих мимо прохожих: «Ну хоть за 20 копеек возьмите. Такая красота!» И ранним утром около урн теперь все чаще можно увидеть выброшенные, совсем увядшие громадные охапки тех же вчерашних букетиков.

Логика продавцов проста — товар должен быть «презентабельным». Окрестные лесные поляны ежеутренне уничтожаются в эти майские дни самыми «незащищенными» — пенсионерами и... детьми. Они не платят за проезд в пригородной электричке, а потому рассчитывают на «чистый доход». Об этом мне поведали сплоченные общей бедой конкуренты (на каждой «точке» с ландышами стоят как минимум человека четыре).

Мария Петровна, бывшая учительница из Василькова:

— За этот праздничный месяц на сирени и ландышах мы зарабатываем не так уж и много, с продавцами мяса или даже картошки на базарах — не сравнить. К тому же нас гоняет милиция посильней прочих. Обидно, что мы ежедневно ходим, собираем цветы, выискиваем лучшие, вяжем букеты, но половину — выбрасываем. Покупают мало, даже если и цену снизишь до минимума, а простоишь целый день. Мы-то уже привычные, нам деваться некуда, а вот дети, которых в этом году так много с ландышами, — они ведь школу пропускают.

Миша, 12 лет, из Ворзеля:

— В мае праздников очень много, да и в школе уже все равно, какие оценки. Но мы не подряд пропускаем, с сестрой ездим в Киев по очереди — день я, день она торгуем. С родителями договорились, что половину денег отдаем им, а все остальное — можем тратить. Ну, на конфеты, жвачки, я даже на наклейки, а Ирина, сестра, журнал себе купила. Но сейчас, в самый сезон, денег меньше — киевлянам ландыши уже надоели. А в лесах их еще много, есть такие места, куда ходишь-ходишь, а там их еще море.

И все же мы решили поинтересоваться — а как государством охраняются наши природные богатства, как регулируются законом столь деликатные отношения — между естественным предпринимательством и благами, все же истощимыми, нашей природы.

Владимир Дзюбенко, начальник отделения охраны и регулирования биологических ресурсов Минэкобезопасности:

— 9 апреля ВР принят Закон «О растительном мире». Чтобы он «заработал», в течение текущего года предполагается разработать нормативные акты, например — о порядке установления лимитов на сбор дикорастущих и лекарственных трав. Вероятно, определенное количество цветов будет собираться бесплатно, но если человек хочет ими торговать (а ландыши — лекарственные растения, но не занесены в Красную книгу), то тогда он должен за разрешение платить. Все эти вопросы еще будут рассматриваться в нашем министерстве.

От редакции. В нынешней ситуации, когда для многих, чтобы выжить, важна буквально каждая копейка, за стебельками непроданных ландышей и вытоптанными лесными полянами скрывается человеческое отчаяние. И уже непонятно — кого жалеть: уничтоженные ландыши, подростков, вынужденных пропускать школу, или их родителей, которые не могут прокормить детей? И вечный вопрос «что делать дальше?» вряд ли можно решить формальными постановлениями, не изменяющими ничего в нашей жизни по сути.

Диана КЛОЧКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ