Впервые киевский Музей современного изобразительного искусства Украины дает возможность ознакомиться с такой большой выставкой детского творчества, которую представляет одна из лучших художественных студий Киева, — «Художественная мастерская».
Ее основателем и руководителем является член Национального союза художников Украины, лидер секции декоративно-прикладного искусства Киевской организации НСХУ, талантливый художник, хорошо известная в Украине, Наталья Борисенко.
Каждый учебный год ее студия устраивает итоговую, условно говоря, отчетную выставку своих воспитанников — как детей, так и взрослых, для которых искусство остается увлекательным хобби, во время пасхальной недели: то ли в Доме художников НСХУ на Львовской площади, то ли во Дворце творчества детей и юношества на площади Славы. Однако на «территорию музея» студия вступила впервые. И, нужно признать, этот дебют представляется удачным и довольно значимым. И не только по количеству (всего 150 произведений), но и по художественному уровню.
В педколлективе «Художественной мастерской» — прекрасные преподаватели. Это Елена Журавель, Ирина Гроха, Ксения Билык (дочь Наталии Борисенко), Татьяна Вронская, Олеся Дворак-Галич, которые щедро раскрывают свой талант и мастерство вместе с жизненным и творческим опытом детям, которые учатся в четырех разновозрастных группах студии от 5 до 15 лет. И для каждого своего воспитанника педагоги пытаются найти индивидуальный подход.
У взрослых студийцев — не менее профессиональные и ревностные преподаватели: Аркадий Трубников, Ярослав Логинский, Елена Журавель, которые занимаются с ними академрисунком и живописью, дают основы цветоведения и азбуку истории искусства. Олеся Дворак-Галич не только детям, но и старшему поколению раскрывает образно-пластические и технические секреты древнего искусства керамики.
Наталия Борисенко не только определяет как художественный руководитель студии «стратегию и тактику» ее деятельности, но и много времени уделяет работе с учениками старшей возрастной категории: преподает им основы искусства художественного текстиля, в частности ткачества и росписи на ткани.
Преподавание — это лишь одна из граней ее таланта. Н.Борисенко, которая принадлежит к генерации украинских мастеров прикладного искусства, которые особенно остро чувствуют национальный характер и способны выразить его в своих произведениях, в конце 1970-х уже находилась на пути между традициями и новациями.
В начале 1980-х художница настойчиво разрабатывает свой авторский декоративный стиль, осуществляя попытки объединить традиции древнеславянской культуры и украинского неоавангарда.
В комбинациях реального и сверхреального, конкретного и абстрактного рождались энергичные композиции ее монументальных гобеленов с выразительными декоративными качествами.
Гобелен — это древняя художественная наука, которая дается мастеру через нить, цвет, гармонию. Нить — как молитва ткачихи, и Наталья, как на исповеди, всегда искренна с ней.
В начале 1990-х в поисках своей «авторской ниши» в художественном текстиле Украины она «прокладывает мосты», соединяющие любимый ею классический гладкотканный гобелен (воплощение замысла которого, к сожалению, требует многих месяцев, если художник, подобно Н. Борисенко, упрямо отстаивает позицию авторского гобелена, отказываясь от услуг мастеров-исполнителей) и более мобильную в исполнении, но не менее эффектную вышивку в авторской технике. Таким образом, она ищет подходы к концептуально новому для себя текстилю, экспериментируя в вышивке панно большого формата, где предметная форма опять переосмысливается художницей в сторону усиления ее условности и обобщенности, а со временем — полной минимизации.
Выставочные и интерьерные панно в авторской иголочной технике Борисенко середины 1990-х действительно не уступают ее искусному ткачеству, и нить в них начинает говорить неизвестным до этого неповторимым визуальным языком. Так много эскизов Наталии, родившиеся в ожидании воплощения в будущих монументальных и декоративных гобеленах, были реализованы значительно раньше благодаря технике и материалам вышивки, от чего никоим образом не потеряли свое высокое эстетическое качество.
Произведения 2000-х дают понимание ее причастности к настоящему стилистическому новаторству. В «нулевых» XXI века Наталия Борисенко реализовалась как сформированный неоавангардист, поборник идеи бесконечного движения к новому.
На формирование Натальи как художника повлияло несколько факторов: отцовские установки, львовская художественная среда и многолетнее творческое сосуществование со своим звездным мужем — Николаем Билыком.
Валентин Назарович Борисенко (1929 — 1990) — выдающийся украинский скульптор, народный художник УССР, лауреат Государственной премии УССР им. Т.Г.Шевченко — в свое время был выпускником ЛГИПДИ, потом его преподавателем, профессором, ректором (с 1969-го), а позднее и ректором Киевского государственного художественного института (1985-1989).
В 1940-х — начале 1950-х Валентин Борисенко был в Институте любимцем своего педагога по специальности — патриарха львовских скульпторов Ивана Северы, а в 1970 — 1980-х уже сам прославился как корифей украинской скульптуры. Именно он ввел Наталью еще девушкой в творческую среду Львова, которая выделялась святым отношением к искусству и традиционно хранила высокую художественную культуру. Благодаря отцу у Натальи сложились длительные дружеские отношения со многими знаковыми личностями родного города, в частности с Р.Сельским, К.Звиринским, В.Патыком, Д.Довбошинским, И.Боднаром и др.
А с мужем Николаем связана долгая жизнь в искусстве со студенческой скамьи — более 30 лет. Единомышленники и соратники, духовно и душевно близкие люди, серьезно и страстно увлеченные искусством, которое сохраняло гармонию их отношений на протяжении десятилетий, они много сделали друг для друга, и творческую деятельность каждого сложно оценить вне их взаимодействия и взаимообмена.
Но так случилось, что семейный и одновременно художественный тандем львовян Борисенко — Билыка уже двадцать лет связан с творческой жизнью Киева. Хотя переезд с годовалым сыном Назаром в 1981 г. (ныне — один из самых перспективных талантливых молодых скульпторов Украины) из европейского Львова в провинциальное киевское предместье — поселок Вишневое — молодые супруги пережили как тяжелый жизненный кризис. Однако для обмена были значительные причины. Дочь перебралась ближе к столице — в новое место проживания родителей и младшей сестры Лидуси, а зять получил счастливую возможность трудиться бок о бок с тестем — его вторым отцом и главным наставником в скульптуре — сначала над рельефами для Украинского дома, а впоследствии — над памятником княгине Ольге на Михайловской площади в Киеве.
И также переход молодого члена Союза художников Наталии Борисенко из Львовской в Киевскую организацию НСХУ вывел ее на орбиту украинского монументально-декоративного искусства.
Участие в художественной жизни КОНСХУ члена бюро его секции декоративно-прикладного искусства Н. Борисенко оказалось активным и динамичным. В конце 1990-х — в 2000-х она сыграла одну из ведущих ролей в развитии художественного текстиля Украины. Благодаря ее настойчивой инициативе (при активной поддержке ее киевских и львовских коллег вместе с кураторами-искусствоведами) в 2004 г. была наконец реализована идея І Всеукраинской триеннале художественного текстиля под эгидой НСХУ, которая долго вызревала в творческих кругах. Эта выставка вывела Киев на европейскую орбиту новейших пластичных поисков в профессиональном декоративном искусстве.
Харизматичный лидер студии, образованные высокопрофессиональные педагоги, талантливые и старательные ученики, — все это гармонично объединилось и воплотилось в мощное коллективное творчество, которое дало интересную, эстетически изысканную пасхальную выставку «Художественная мастерская» в Музее современного изобразительного искусства Украины в Киеве на улице Глубочицкой, 17.
Приходите, не пожалеете!