В Украине киноклубное движение в силу разных причин активизировалось волнообразно. «День» решил разобраться, что сейчас побуждает людей объединяться в различные киносообщества не только во Всемирной паутине, но и в реальной жизни.
Создание киноклуба почти всегда диктуют неординарные запросы основателей. Хотя почему мы склонны считать, что потребность смотреть хорошие фильмы, будь то классика или новинки, является чем-то необычным? Ведь ненормально как раз то, что сомнительный продукт с помощью телевидения и большого экрана прививает массам людей заведомо посредственный киновкус. Тут можно долго спорить до хрипоты, предложение ли определяет спрос или наоборот. Вероятно, все тесно взаимосвязано. Впрочем, как бы там ни было, в Украине киноклубы возникали и возникают по принципу своеобразной безысходности. Если ранее это была безысходность информационная (только в клубах можно было увидеть неформатные картины), то сейчас эта безысходность проявляется в отсутствии других форм и возможностей коллективного просмотра фильмов немассового кинематографа.
В Европе все иначе. Посредством эффективно организованной системы киноклубов там развивают именно альтернативный прокат достойных некоммерческих фильмов. Сообщество приверженцев киноклубов — достаточно авторитетное. В 1947 году в Каннах была основана Международная федерация киноклубов (FICC). Украина стала ее членом в 1991 году. Члены федерации встречаются каждый год на международном фестивале кинематографических организаций, проходящем в Италии. Жюри FICC каждый год присутствует на более чем двадцати международных кинофестивалях. Именно оно присуждает престижную кинопремию «Дон Кихот». На украинском кинофестивале «Молодость» жюри Международной федерации киноклубов впервые было представлено в 1998 году.
Пальму первенства по количеству киноклубов на душу населения, разумеется, держит Киев. Многие клубы функционируют здесь при вузах или культурных средоточиях: издательствах, галереях, арт-заведениях и т.п.
Хорошо знаком многим киноклуб Киево-Могилянской академии. Его президент Ольга Брюховецкая, еще учась на философском факультете университета имени Тараса Шевченко, переняв опыт тамошнего киноклуба, решила создать что-то подобное и в Могилянке. Сейчас в клубе демонстрируют программы, иллюстрирующие учебные курсы по культурологии и другим гуманитарным дисциплинам. А также, по словам Ольги, все то, что не показывают в кинотеатрах. Киноклассика, тематические фильмы, украинское кино, кино на языке оригинала, документальные и социально острые работы. Наибольшей популярностью пользуется европейская киноклассика.
Еще одно академическое киносообщество (на этот раз — в Академии искусств) возглавляют Ольга Клингенберг и Анна Звягинцева. Они стремились создать площадку, прежде всего для студенческого общения. Но в итоге получился открытый для всех желающих киноклуб, ориентированный на старое кино, которое всем известно, но которое мало кто видел. В планах на октябрь 2009-го — видеоарт и встречи с художниками современного искусства.
От своих гуманитарных собратьев не отстает и КПИ. Здесь также успешно функционирует киноклуб. Репертуар — чаще всего ретро. Станислав Данилишин и Олеся Химич стараются объединять несколько фильмов в целые программы-фестивали, длящиеся на протяжении месяца.
Интересен киноклуб в издательстве «Смолоскип». Перед просмотром зрителям рассказывают о режиссере, его творческом методе, фильмографии. Особенность издательского киноклуба в том, что в нем стараются знакомить людей с тем, чего вообще не видел никто. Киноклуб «Смолоскип» полностью украиноязычный. Дубляжем многих картин глава клуба Олег Шинкаренко занимается лично.
Невозможно не упомянуть «Визуальную лабораторию» Центра Леся Курбаса, авторский проект Станислава Сукненко, одного из зачинателей киноклубного движения в Украине. По словам Станислава, основа проекта — синтез кино с искусствами, родственными ему: живописью, театром, музыкой, другими визуальными средствами. Здесь каждый месяц посвящен определенной теме. В «Лаборатории», к примеру, демонстрировался цикл «Неизвестный Параджанов»: документальное кино о гениальном режиссере, его малоизвестные (дебютные и документальные) работы. Широкую популярность приобрел и проект «Кинороманы». На протяжении трех месяцев каждую неделю во время живых встреч кто-либо из украинских писателей рекомендовал свой любимый фильм, рассказывал публике о нем. Потом — просмотр и обсуждение. Своеобразным итогом стало издание книги, для которой писатели создали киноэссе.
Уже полгода как возобновили кинопоказы в арт-клубе «44». Здесь демонстрируют подборки по режиссерам (например, работы Кустурицы), актерам (фильмы с участием Чарли Чаплина) и т.п.
Кроме хорошего художественного кино, киевские кинолюбители могут знакомиться с ценными документальными картинами. В этом им помогает «Киевский медиа-киноклуб», который организован при поддержке регионального представительства в Украине Фонда имени Фридриха Эберта. Координатор клуба Ольга Веснянка утверждает, что его целью является популяризация демократических и социальных ценностей путем показов украинских и зарубежных документальных фильмов и организации публичных дискуссий на важные социальные темы. Обсуждают показанное кино с журналистами, экспертами, авторами, режиссерами.
Не только Киев, но и другие большие украинские города не лишены киноклубного потенциала.
Запорожье может похвастаться настоящим клубом-долгожителем «Восхождение». Он был создан в 1977 году. Как тогда, так и сейчас он ориентируется не на кассовое, а на интеллектуальное кино.
Продолжая традицию вузовских киноклубов, создано подобное сообщество и в Днепропетровском национальном университете имени О. Гончара. Возглавляющий киносообщество Илья Свидлер рассказывает, что кинотрадиция ДНУ имеет богатые истоки. Начиная с 80-х годов, на базе университета работала киностудия «Университетфильм». Созданные студентами фильмы занимали призовые места на республиканских фестивалях. Киноклуб ДНУ сегодня — это просмотр качественных лент, тренинги, мастер-классы, дискуссии на киношные темы, съемка студенческого кино и участие в международных и всеукраинских кинофестивалях.
В Кировограде с 1980 года действует киноклуб «Экран». В начале 80-х именно «Экран» показывал фильмы Тарковского, Сокурова, Феллини, Антониони, Бертолуччи. Как считают его организаторы, задачи киноклуба — это просвещение, объединение, поддержка высоких духовных, метафизических сил.
Арт-клубный обычай кинопоказов продолжают Ровно и Ивано-Франковск. Ровенский арт-клуб «Квадрат» существует недавно, но уже провел месяц французской анимации и месяц дебютных картин лучших режиссеров мира. Как отметил Александр Красько, основатель арт-клуба, «фильмы отбираются не по зрелищности». «Мы показываем кино, которое затрагивает ряд вопросов, заставляя мыслить», — утверждает он. Под сводами ивано-франковского арт-клуба «Химера» три года существует медиа-клуб «Куб». Главный критерий ценности фильмов — опять-таки, «не-попса».
Как видим, спрос на хорошее кино есть. И предложение вроде бы присутствует. Осталось только сломать стереотип, согласно которому критерием качества фильма служит в первую очередь коммерческая сторона. И как раз киноклубы начали рушить этот стереотип, а вместе с ним и стену пошлости массового кинематографа. Повышая уровень молодежи, и сохраняя в активах старший возраст, они противопоставили стоящее кино бездумному способу кинопоглощения.
КОММЕНТАРИИ
Владимир ВОЙТЕНКО, главный редактор журнала «Кіно-Коло», автор программы «Аргумент кино»:
— У нас киноклубное движение возникло по определенным причинам. В Советском Союзе на него был спрос, так как определенный кинематографический ареал был недоступен в общем кинопрокате. Сейчас — другая история. Мы живем в относительно свободном обществе. В интернете можно найти почти любой фильм. Зачем же тогда люди объединяются в киноклубы? Немаловажным остается эффект коллективного просмотра, коллективного сопереживания, коллективной эмоции. Дело здесь не в количестве. Ведь некоторые киноклубы собирают сотни, а некоторые — десятки зрителей. Во время просмотра и после него происходит определенный контакт публики, как с произведением искусства, так и друг с другом. Это прямое выражение социальной функции кинематографа.
Наше киноклубное движение процентов на девяносто девять не имеет никакого отношения к прокату. С точки зрения авторского права это полулегальные показы. В западном мире все происходит по-другому. Сказывается давняя киноклубная традиция: они обеспечивают определенный ограниченный прокат. Что значит ограниченный? Это значит, что в киноклубах показывают какое-то особое кино, удовлетворяющее особые интересы. У нас киноклубы существуют вне рынка. Скорее это объединения по интересам. Для людей, которые их посещают, важно общение не только с фильмом, но и друг с другом. Таким способом создается определенный элемент гражданского общества.
Сейчас я не усматриваю никаких конкурентов для киноклубов. Даже если на телевидении будут появляться узконаправленные киноканалы. Маловероятно и то, что большие кинотеатры смогут полностью удовлетворить запросы «глубокого» зрителя. А в киноклубах, действующих на сегодняшних условиях, можно формировать любой репертуар. Поскольку официально на них не обращают внимания, это помогает избежать и некоторых проблем: где взять фильмокопию, как договориться с владельцами авторских прав и т.п. А достать электронную версию и показать ее — несложно. Скорее всего, в перспективе киноклубы будут множиться. До тех пор, пока отсутствуют серьезные претензии со стороны владельцев прав на демонстрируемые фильмы.
Андрей АЛФЕРОВ, руководитель киевского киноклуба «А-кино», действующего на базе «Я галереи» (http:www.yagallery.com.ua):
— Идея создать киноклуб возникла в связи с желанием заполнить те прорехи, которые возникли из-за не совсем цельной работы кинопроката в Украине. Огромный пласт кинокультуры оказался потерян для нашего зрителя. Не только новинки, но и классика кинематографа. «А-кино» ориентируется на ретро 40—80-х годов, в основном — на американское кино. Хотя также показываем и французскую классику. Я готовлю целые программы, рассказывая про направления, возникшие в Европе и получившие свое развитие в США. Также мы устраиваем мастер-классы, презентации редких документальных фильмов, которые в Украине до этого не показывались, еще и для того, чтобы сломать сформировавшийся стереотип, что весь интеллектуальный багаж принадлежит Европе. Хотя на самом деле, если порыться в истории американского кино, изучением которого я занимаюсь, то можно понять, что именно в Америке было изобретено 60 процентов всех нововведений, касающихся киноязыка. Именно американские фильмы воспитали таких блестящих европейских режиссеров, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Ингмар Бергман. В США снималось и до сих пор снимается множество прекрасных картин, которые американцы называют инди-драма — пронзительные малобюджетные авторские фильмы, многие из которых в свое время провалились в прокате и только со временем, превратившись в классические образцы кино, стали востребованы по обе стороны Атлантики. «А-кино» работает как культурно-просветительское заведение. В киноклуб идут целенаправленно, понимая, что им нужно и что они там могут найти.
Мы показываем фильмы, которые переросли в учебники по режиссуре, актерскому мастерству, другим кинопрофессиям. К тому же, это еще и полезнее для пытливого зрителя: существует множество случаев, когда люди, долгое время просиживающие в кинотеатрах, потом становились талантливыми режиссерами: Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе или Жан-Пьер Мельвиль. Мы склоняемся к такой версии просветительской деятельности. Иногда к нам приезжают авторы фильмов, они рассказывают зрителям, как это все происходило, как это все делалось, почему и для чего.
Роль киноклубов сегодня не была бы столь важной, возможно, если бы была хоть какая-то альтернатива со стороны отечественного телевидения, где на сегодняшней день нет ни одного канала и (если не считать «Аргумент кино») ни одной программы, которые бы действительно были посвящены кино. Пока же под вывеской «кино» зрителя кормят непонятно чем. И делают это люди, ничего в кино не понимающие, тупо зачитывающие идиотские тексты с экрана, к тому же бесконечно увлеченные самолюбованием. Что делать в таких условиях думающей публике, которая и так уже живет в неком андеграунде, пока вся эта гигантская машина обслуживает люмпен-электорат? Люди либо сами себе подбирают репертуар, либо идут в киноклубы.
Александр ШПИЛЮК, кинокритик:
— К киноклубам я отношусь с большим уважением. Свою деятельность я начинал как один из основателей киевского киноклуба. Тогда видео вообще не было, и для того, чтобы что-то показать и потом обсудить, надо было где-то отыскивать кинопленки. Сейчас, к сожалению, влиятельность киноклубов снизилась, так как каждый может достать фильмы для личного просмотра. Потому сейчас в клубах создается формальная дискуссионная атмосфера, люди приходят посмотреть кино в определенном контексте и обсудить потом его с единомышленниками. Я не думаю, что такие киноклубы исчезнут. Большой кинопрокат никогда не сможет удовлетворить все требования, ведь он должен приносить прибыль дистрибьюторам, которые их демонстрируют. А киноклубы — это сугубо художественная среда, в которой практически отсутствует коммерческая составляющая.
Станислав СУКНЕНКО, руководитель киевского киноклуба «Визуальная лаборатория» Центра Леся Курбаса:
— Мы рассматриваем кинематограф как индивидуальное искусство, которое вобрало в себя многое, но все равно остается уникальным. Я предлагаю всем, кто к нам приходит, свою историю кино, субъективно отобранную, пропущенную через внутренний опыт и знания. Я выбираю фильмы, которые редко идут по ТВ, которые по-своему уникальны, но незаслуженно не получили прокат. Я стараюсь показывать кино, в котором есть и развлекательный элемент, но которое в то же время побуждает думать и помогает все-таки сообразить, что такое человек, кто мы, ради чего мы здесь. Мы демонстрируем фильмы, которые помогают жить, ведь в мировом кинематографе есть целая серия фильмов, помогающих человеку преодолеть себя и разнообразные трудности. Мне кажется, главным поводом, который привлекает в киноклуб, должно быть общение. В «Визуальной лаборатории» мы не анализируем фильмы — делимся первыми впечатлениями, озвучиваем реакции. Ведь через неделю, когда фильм устоится и будет переосмыслен, мы будем чувствовать уже другое. Хоть иногда случаются фильмы, которые настолько ошеломляют, что даже нет сил говорить. Мне никогда не хотелось, чтобы «Визуальная» была средой только для кинематографической тусовки. Для меня важно, чтобы пришедший человек понимал, что это место, где можно свободно говорить и делиться своими, не навязанными, суждениями. Если сравнивать нашу ситуацию с количеством киноклубов, например, в Польше, где киноклубы и кинофестивали есть в каждой деревне, у нас все намного хуже.
В мировом кино неимоверное количество фильмов. И оно увеличивается: открывается что-то из старого кино, реставрируются копии, снимают новое. Даже если телевидение будет показывать не усредненный кинопродукт, это не перекроет дорогу киноклубному движению. Такое общение объединяет. Посещая киноклубы, понимаешь, что ты не один. И у тебя совсем другой вкус к жизни.
Илья СВИДЛЕР, президент киноклуба ДНУ имени О. Гончара:
— Я за то, чтобы киноклубы становились ближе к людям. Я против элитарности кино. За то, чтобы люди смотрели и думали. Я считаю, что главная цель кинематографа — заставить человека задуматься, а также — привести к ответу. Если не дать его, то заронить внутри личности зерно какой-то проблемы. Среди кинопроблем постсоветских стран меня беспокоит то, что студенческие фильмы, кроме как на дипломном показе, нигде больше увидеть нельзя. Но постепенно ситуация меняется. В Днепропетровске прошло уже четыре фестиваля короткометражного кино, и я надеюсь, что в дальнейшем это будет прибыльный прокат. И как раз молодое европейское, в том числе и украинское, кино будет в моде.