Официальная часть заняла не более десяти минут. Юбиляр выслушал поздравительные речи и получил поздравления от Администрации Президента Украины, Министерства культуры и мэрии Киева. Игорь Дмитриевич не восседал на сцене или в зале, нежась в лучах славы, а весь вечер провел за кулисами. Программу открыла «берегиня украинской песни» Нина Матвиенко, исполнившая самые известные песни юбиляра — «Дикі гуси», «Пісня про матір», «Як я люблю тебе» — в сопровождении Оркестра народных инструментов под управлением Виктора Гуцала. Именно Нина Митрофановна задала тон программе, высоко подняв планку исполнительского мастерства. Артисты, которые выступали вслед за ней, тоже старались изо всех сил, и публика, несомненно, выиграла от этого соревнования. В концерте прозвучали произведения, написанные маэстро в разные годы, а также несколько премьер. Например, «Романс» на стихи популярного киноактера Николая Олялина исполнила солистка Национальной оперы Анжелина Швачка, а «Танго победы» было написано вместе с Юрием Рыбчинским специально для Иосифа Кобзона. Исполнению обеих песен аккомпанировал на рояле сам композитор. Удачным можно назвать выступление 19-летней студентки Университета культуры и искусств Виктории Васалатий, которая в этом году стала лауреатом Международного конкурса стран объединенной Европы в Зеленой Гуре (Польша). Она так проникновенно пела «Сказочника» на слова Рыбчинского, что Игорь Дмитриевич, улыбаясь заметил: «У девушки большое сценическое будущее», отмечая как четко она передает каждое слово, ноту.
В ожидании своей любимицы — грузинской певицы Тамары Гвердцители — композитору пришлось изрядно поволноваться. Концерт в полном разгаре, а почетной гостьи все нет. Дело в том, что Тамара целый день провела в студии, записывая новинку — песню «Принцесса», которую Поклад с Рыбчинским посвятили памяти принцессы Дианы, и так увлеклась, что забыла о времени. Влетела за несколько минут до своего выхода. Молниеносно переоделась и вышла к публике. Отказалась от оркестровой фонограммы и сама аккомпанировала на рояле. Певица призналась после выступления: «Этот экспромт получился даже лучше, чем можно было ожидать. Я не скрою, что с большим волнением исполняла эту песню. Рада, что слушателям она понравилась. Надеюсь, что «Принцесса» займет свое достойное место в моем репертуаре, наряду с такими уже полюбившимися публике песнями, как «Не ревнуй меня к Парижу», «Глаза на песке», «Чарівна скрипка». Кстати, по словам композитора, первую запись «Скрипки», ставшей уже народной, сделали музыканты ансамбля «Мрія», где Поклад был художественным руководителем. В ту далекую пору хороших инструментов у них не было, и партию барабанов пришлось исполнить на… табуретках.
— Однажды мы выступали в одном из сел Закарпатья, а рядом проходили съемки, в которых участвовал актер Иван Миколайчук, — вспоминает композитор, — он обнял меня и сказал: «Твоя «Чарівна скрипка» не песня, а мадригал». Его слова считаю самой большой похвалой. Я слышал разные варианты, но лишь Тамаре Гвердцители, с ее неповторимым голосом, удалось полностью передать настроение песни.
Творчество композитора уже многие годы вызывает споры у критиков. Но все они, не сговариваясь, отмечают мелодичность его произведений. Может быть, поэтому его лучшие песни — «Тече вода», «Зелен клен», «Два крила», «Чарівна скрипка», «Дикі гуси» — уже давно стали классикой. В перерыве концерта мне удалось поговорить с коллегами Игоря Дмитриевича, которые рассказали о том, как начинался их совместный труд с Покладом, и что пишет композитор сейчас.
Как утверждает поэт Михаил Ткач, «работать с маэстро невероятно трудно, но интересно. Он не просто берет стихи и перекладывает их на музыку, а принимает активное участие во всем творческом процессе, порой заставляя по несколько раз переделывать, определяя лучший вариант. Одной из первых наших совместных работ стала песня «Посміхнися, доле», написанная к фильму «Дударики», которую исполнил Виктор Шпортько. Для Театра им. И. Франко мы написали мюзиклы «Засватана — невінчана» и «Різдвяна ніч» — спектакли, которые долгие годы оставались в репертуаре этого коллектива».
— Может, мои слова кому-то покажутся высокопарными, но они искренние, — сказал кинорежиссер Николай Засеев-Руденко. — Поклад — звезда на музыкальном небосклоне не только Украины, но и многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Я являюсь не только поклонником его творчества, но и горжусь, что мне посчастливилось работать с таким талантливым человеком. Мы вместе сделали две картины: «Москаль- чаривник» и «Черную раду», а в настоящее время работаем над новой лентой — «Бабий яр». Фильм тяжелый, требующий особой музыки. А еще Игорь — классный мужик, не зазнайка, с которым, как говорится, можно пойти в разведку, и рюмку выпить, и на охоту поехать.
С другим своим соавтором — поэтом Александром Вратаревым — композитор встретился в конце 70-х во время съемок фильма «Весь мир в глазах твоих», и там прозвучала их первая песня «Качели». С той поры они написали много песен, а в последнее время сотрудничают, в основном, в театральных работах. В начале декабря в Детском музыкальном театре зрители познакомились со спектаклем «Як козаки змія приборкували», на прошлой неделе в Киевском театре оперетты состоялась премьера мюзикла «Сон у Різдвяну ніч». А самое главное — совсем недавно закончили рок-оперу «Царь Ирод». «Это очень сложное произведение, — сказал А. Вратарев. — Я не знаю, какой театр мог бы взять его в репертуар. Мне кажется, что должна работать сборная команда исполнителей. Отрывки мы показывали таким замечательным актерам, как Анатолий Хостикоев, Николай Караченцов, Армен Джихарханян, и получили от них восторженные отзывы». Среди многочисленных гостей творческого вечера Игоря Дмитриевича был и экс-премьер Виталий Фокин, который признался, что полюбил покладовскую музыку, когда услышал в исполнении Юрия Богатикова «Кохану» и с тех пор стал внимательно следить за творчеством композитора. Пользуясь случаем, политик обратился к нашим «новым украинцам», меценатам с просьбой помочь воплотить в жизнь новый проект Поклада и Вратарева — рок-оперу «Царь Ирод».
Песенное творчество — лишь малая часть музыкального наследия композитора. Он начинал в 70-е годы, и, как сам говорит, «на этих рельсах постоянно катится», успевая тем не менее добиваться успеха и в других жанрах. Игоря Дмитриевича увлекает мультипликация, много он писал для кинематографа и театра (это почти 40 произведений). Когда маэстро спрашивают о творческом вдохновении, он с улыбкой отвечает: «Я не знаю, что такое вдохновение. Нужно постоянно держать себя в форме. Это вовсе не значит, что ни дня без ноты. Просто ежедневно сажусь к инструменту и что-нибудь наигрываю для себя. Самое интересное откладывается, нарабатывается большой объем интонаций, а в нужный момент я выбираю то единственное, что нужно».