Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О белом и черном

В Могилеве попытались нарисовать картину современного театра
14 апреля, 2010 - 00:00

В Беларуси прошел Международный молодежный форум «М.ART.КОНТАКТ». Директор этого фестиваля Андрей Новиков задумал его как праздник театрального искусства, которого с нетерпением ждут зрители. Форум дает возможность встретиться в Могилевском драматическом театре представителям различных течений, направлений, школ и взглядов, а также услышать друг друга, поспорить и создать общую картину современного театра.

Традиционно программа состоит из сильных и серьезных сценических работ. В этом году были представлены 14 спектаклей из Беларуси, России, Украины, Молдовы, Литвы и Польши.

О том, что разговор со зрителем будет очень откровенным, дал понять спектакль «Белое на черном» Р.Гальего Орловского театра «Свободное пространство» (постановка Г. Тростянецкого). Спектакль начался приглашением на сцену зрительницы из зала. Ей предложили написать слово на бумаге, но сделать это, держа ручку... во рту, представив себя человеком, не имеющим рук. Вот таким был пролог к истории прикованного к инвалидной коляске Рубена, «советского испанца», проведшего детские годы в страшных специнтернатах брежневской эпохи. Спектакль выдержан в черно-белой гамме (добро — зло), сценография лаконична — белая кафельная стена, разделяющая два мира и железная кровать посредине. Но в такой, казалось бы, однозначности режиссер и актеры творят настоящий космос черно-белого многообразия. Всеми цветами радуги расцвечены души людей, не потерявших человеческого облика — вопреки несправедливости, обрекающей их не на жизнь, а на существование. Орловцам удалось не просто прочитать и проиграть текст, а театрализовать действие. От этого история стала объемной, увлекательной, богатой метафорами и ассоциациями. Представьте, что группе инвалидов нужно произвести некое действие. Рассказывая о человеке парализованном, лишенном возможности говорить, двигаться, — можно легко впасть в сентиментальность и слезливость, но в спектакле «Белое на черном» такого не происходит, и поэтому он поднимается на пик подлинности высокого искусства. Говоря о сложнейших, тончайших нюансах человеческой психики языком пластики, органики актерских выразительных средств, спектакль показывает, как из мозаики отдельных мыслей можно составить полнокровное изображение, которое станет гимном силе человеческого духа... Этот спектакль получил Гран-при форума.

Запомнился публике спектакле «Пинская шляхта» В.Дунина-Марцинкевича Минского Национального драматического театра им.Янки Купалы (режиссер Н.Пинигин). На фоне сюжета о ссоре двух семей местной шляхты, дети которых хотят соединить свои судьбы, нам показывют гипертрофированную картину общественного обустройства, где процветают лицемерие, коррупция, власть денег. Виртуозная сцена приезда станового пристава (В.Манайло) и его делопроизводство — это настоящий спектакль в спектакле...

Могилевский драмтеатр усилиями литовского режиссера С.Варнаса представил интерпретацию пьесы «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, назвав ее комедией-фарсом «Тарелкин», словно давая название знаковому явлению. Насладиться текстом автора в спектакле не удастся, здесь превалирует визуальный ряд. Режиссер жонглирует всевозможными сценическими приспособлениями, переводит все в систему знаковости, условного языка театра, заставляя персонажей исполнять роли пешек, впрочем, очень красноречивых. Нагромождение деталей сценографии, предметов бутафории символизирует безвоздушное пространство, затхлый воздух чиновничьей среды. Воздух этот — якобы смрад от умершего Тарелкина. Режиссер представляет выразительную метафору — в собственный гроб Тарелкин подкладывает тухлую рыбу. А она, как известно, гниет с головы... Гротесковая фантасмагория поединка Тарелкина, ставшего Копыловым (Н.Романовский) с Варравиным (В.Петрович) выявляет весь ужас системы, символом которой выступает Расплюев (В.Галец), ведущий дознание методами... даже не 1937 года... Пространство сцены заполнено манекенами в шинелях с пустыми кругами вместо голов. Манекены безмолвствуют, как народ, который обречен на молчание перед власть имущими...

Форму спектакля-перфоманса предложил Продюсерский центр «Пан-студия» (режиссер Е.Корняг) в действе «Cafй «Поглощение», помещенном в реальную атмосферу ночного клуба. Молодые актрисы максимально вжились в образы завсегдаев модных тусовок, где грань между искусством и действительностью утрачена.

Поляки из Варшавского театра-студии «Круг» колесили по столице в «Такси» по У.Керну, представляя мини-истории, рассказанные случайными пассажирами. В атмосферу Парижа времен Эдит Пиаф окунул нас спектакль «Падам, падам...» И.Гришпун Кишиневского молодежного театра «С улицы Роз». Трагическая судьба великой певицы предстала перед нами в убедительном исполнении актрисы О. Софриковой.

Украину на форуме представлял Центр современного искусства «Новая сцена» из Харькова, он показал спектакль «Облом off» М.Угарова. Герои повествования — гончаровские Обломов, Штольц, Захар, Ильинская, ...но только через десятилетия будто бы оказавшиеся перед зрителем. Главное в спектакле, скорее, форма, чем содержание. Начиная с костюмов персонажей, такого же цвета и вида, как надписи имен «шрифтом ящиковой тары». Это не люди, а словно привезенные из сладкого далека прошлого сундуки с ценным содержанием. Актеры совершают некий ритуал пребывания на сцене, иронически комментируя сущность своих персонажей.

Пермский театр «У моста», известный своим пристрастием к драматургии МакДонаха, показал два спектакля по его пьесам — «Сиротливый Запад» и «Красавица из Линэна». Исследовать и разбираться в парадоксальном творчестве МакДонаха интересно и поучительно. Пермский театр делает упор на противопоставление внешнего, материального мира, окружающего героев — и их внутреннего состояния. Но безумие мира не уравновешивается хаосом в головах людей. Представляя самые низменные черты человека, как-то: возможность убийства близкого человека без всяких колебаний — театр вместе с автором отстаивает мысль о том, что человек по сути своей — существо прекрасное. Хотя и глубоко несчастное...

Вслед за Чеховым, который устами Треплева утверждал, что в театре нужны новые формы, известный режиссер Р.Туминас в спектакле «Чайка» Вильнюсского малого драматического театра тоже ищет новые формы. И создает в известном сюжете жизнь, какую ему хочется подарить чеховским персонажам. Полную желания любить и неумения дать это чувство. Все, словно механические куклы с бледными восковыми лицами, блуждают заданными траекториями — параллельно, пересекаясь, сталкиваясь. Но не высекается от столкновений искра любви. Все глухи друг к другу, всем скучно, а время льется по инерции. В атмосфере безысходности задыхаются чеховские герои, говорящие на литовском языке. Этому спектаклю можно было бы дать другое название — «Человек, который хотел». Зеркало, висящее посредине сцены — бесстрастный свидетель происходящего, воспринимается дверью в другую реальность. В финале все герои усаживаются на стульях в один ряд на авансцене. Играют в лото... Вот замерли. Они вышли на свой последний старт, к концу... Перед выстрелом Треплева на сцене останется только ряд пустых стульев и чучело белой чайки... Совсем близко к зрителям...

Следует отметить, что за пять лет форум «М.ART.КОНТАКТ» уверенно оформляется в мощное творческое явление, известное в театральном пространстве своими особенными традициями, новациями. Главная традиция —сильная программа, которая представляет нам цельную картину современного театрального контекста с присущими ему тенденциями, противоречиями и даже несуразностями...

Алла ПОДЛУЖНАЯ, фото Евгении АЛЕФИРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ