Принимая во внимание спектакли, привезенные на фестиваль «Мистецьке березілля» Черкасским театром им. Т. Шевченко, в этом коллективе господствуют романтические настроения, которые артисты пытались передать киевским зрителям.
Есть спектакли, которые не требуют точной расстановки смысловых акцентов, не дают точных ответов на поставленные вопросы. Они оставляют пространство для фантазии и мысли зрителя. Вот и фестивальный спектакль черкасчан рассчитан на такую фантазирующую, романтическую — молодую — аудиторию. Кто-то почувствует в героях себя, увидит в проблеме спектакля собственную проблему, найдет решение, наконец поймет что-то, до сих пор непостижимое. А кто-то не поймет, не увидит, не почувствует, не постигнет… И это не значит, что спектакль не выполнил своей миссии. Просто не выпало пока им встретиться — театру и этому зрителю.
Так получилось и со спектаклем режиссера А. Шмаля «Голые» по пьесе Жоана Казаса «Обнаженные». Многим он показался нудным, кому- то бессмысленным, а кому-то попал в самое сердце, обострив чувство, дал возможность погрузиться в глубинные переживания, которые не увидишь зрением, которые можно только почувствовать, обнажив свою душу, сердце, подсознание.
Трудно разобраться умом, что происходит между героями пьесы в любовном парадоксальном треугольнике. Ведь Первый (Лесь Павлютин) любит Ее (Наталья Журова), Второй (Сергей Бобров) любит Первого, Она любит Второго. Исчезает занавес, и голос за сценой говорит: «Состояний любви десять — любовный взгляд, благосклонность в мысли, рождение жажды, бессонница, похудение, отвращение к предметам восприятия, потеря стыда и сознания, безумие, смерть». Спектакль состоит из трех сюжетов. Все они связаны между собой сходством ситуаций и местом действия — чердак. Он символизирует «пик бытия» (так определен жанр спектакля): приходя сюда, герои говорят: «Чердак. Дальше пути нет».
Здесь встречаются Она и Первый. Чувства их остры, как лезвие, в них чувствуется безысходность, трагичность, безнадежность, печаль, отчаяние. Они разговаривают ни о чем, почти ничего не происходит. И только в их движениях, голосе кроется страх загнанного в угол животного.
Здесь встречаются Первый и Второй. И опять любовь является предметом разговора. Любовь нетрадиционная, однобокая. Звучит неистовая боль неразделенной любви, ревности, слабость человека, который почти сошел с ума от преисполненности чувств.
Третья сцена — Она и Второй. Разговор заканчивается длинной паузой. Они молча сидят вполоборота друг к другу. Звучит музыка и только на уровне тонких энергий чувствуется все разнообразие чувств, которые кипят в это время в их душах.
Каждый эпизод заканчивается пластичной сценой из «Кама Сутры». Красота пластики завораживает, обнаженные тела прекрасны и органичны, не шокируют, а открывают новый, необъятный мир физической близости. В этом представлении секс — не удовлетворение физиологических потребностей человека, а неотъемлемая часть любви, одна из ее природных составляющих, которая не может существовать отдельно. Это нежность, желание, ласка, высшая радость, пик любви, пик жизни, пик бытия.
Заканчивается спектакль, замирают герои и голос за сценой говорит знакомые слова, которые теперь воспринимаются по-другому, остро пронзая душу, заполняя каждый уголок сердца: «Состояний любви десять — любовный взгляд, благосклонность в мысли, рождение жажды, бессонница, похудение, отвращение к предметам восприятия, потеря стыда и сознания, безумие…» Но не смерть. Любовь не может умереть. Она вечна. И поэтому театр постоянно будет стремиться разгадать его таинственную красоту и драматический смысл.